Posted 26 мая 2021, 11:29
Published 26 мая 2021, 11:29
Modified 20 августа, 15:38
Updated 20 августа, 15:38
Руководитель по развитию Авито Работы Дмитрий Пучков рассказывает о существующих на рынке технологиях, в том числе в Татарстане, и о том, что они умеют.
Цифровая трансформация идёт семимильными шагами и затрагивает большое количество сфер. Пандемийные ограничения в 2020 году в России только подстегнули широкое распространение онлайн-сервисов и автоматизированных технологий. В каких сферах их внедрение оправдано и может значительно облегчить работу?
Индустрия гостеприимства использует автоматизированные технологии с 1947 года. Сейчас этим занимаются системы управления единым календарем channel manager, которые отслеживают статус о бронировании с нескольких площадок, обновляют данные о свободных номерах и ценах. Это значительно облегчает работу букинг-оператора или арендодателя.
Но существуют и более футуристичные примеры. Так, в Иннополисе к 2023 году должно завершиться строительство первой в России роботизированной гостиницы.
Искусственный интеллект в виде голосового помощника будет встречать гостя на стойке регистрации. До номеров постояльцев проводят дроны, двери откроются сами благодаря системам идентификации. А от нападок вандалов гостиницу могут начать защищать роботы-полицейские. Технологии подадут блюда, отрегулируют температуру и свет в зависимости от настроения постояльца. По крайней мере о таких «фишках» рассказывал гендиректор Kravt Invest Валерий Кравцун на старте реализации проекта.
Всего искусственный интеллект сможет анализировать предпочтения постояльцев, просчитывая 300 параметров, в том числе просматривая соцсети. В гостинице технологиями ИИ оборудуют 30 номеров. Но «живой» персонал в отеле останется в любом случае — люди будут управлять всеми этими системами.
В проект планировали вложить 500 млн рублей — такую сумму называли в марте прошлого года.
В ритейле цифровые технологии позволяют освобождать работников от рутинных операций.
Например:
В ряде российских супермаркетов есть зона касс самообслуживания, где покупатели могут сами отсканировать и оплатить покупку. Кассиру остается только выборочно проверять покупателей, помогать с терминалом и оформлять покупку алкоголя. При этом для наблюдения за 6-8 кассами достаточно всего одного сотрудника.
Татарстанские супермаркеты тоже внедряют технологии. В 2019 году в Казани «Магнит» открыл инновационный магазин: в нем применяется система Selfietopay, которая позволяет оплатить покупку по лицу — без карты или телефона.
Автоматизация — это не только роботы. Люди даже находят друг друга благодаря технологиям.
Так, треть соискателей ищут работу онлайн, о чем свидетельствуют данные исследования НАФИ. Каждая пятая вакансия закрывается на Авито, однако и среди рекрутёров, и среди соискателей популярны социальные сети, личные знакомства и биржи труда. Специализированные работные сайты более эффективны, так как помимо вакансий, у джоб-бордов «под капотом» множество различных технологий, помогающих работодателю и соискателю быстрее найти друг друга.
Как технологии облегчают процесс поиска персонала:
Логистика продолжает автоматизироваться. Если конвейеры уже стали неотъемлемой частью процесса, то пока что непривычные обывателю роботы в ближайшие 3–5 лет, возможно, частично заменят курьеров-людей.
Иннополис стал в этом деле одним из пионеров. В 2020 году Яндекс запустил своего шестиколесного доставщика «Ровера» по улицам IT-города и Москвы. Робот развозит заказы, оформленные через приложение «Яндекс.Еда». Он не только занимается непосредственно доставкой, но и самостоятельно планирует оптимальный маршрут. Хотя ровер еще придется приспособить для работы в заснеженной России: зимой доставщик дважды застревал в сугробах Иннополиса, чем рассмешил местных жителей и казанцев.
В мире такие доставщики выехали на улицы чуть раньше: в 2019 году Амазон запустил робота Scout, который передвигается со скоростью пешехода по тротуарам. В пандемию роботы-скауты помогали избежать дополнительных контактов между людьми.
Банковская сфера как будто создана для автоматизации. Финансовые организации внедряют счетчики банкнот, банкоматы, через которые можно погашать кредиты, оплачивать услуги связи, класть деньги на счёт; разрабатывают чат-боты и колл-боты. Всего этого не было еще 10 лет назад.
Голосовые помощники в клиентском обслуживании российских банков пока что встречаются преимущественно в крупных — например, Сбере или Альфа Банке, где они уже решают от 45% до 65% обращений без соединения с оператором. Однако в целом доля таких цифровых ассистентов пока составляет порядка 10%. Тем не менее с развитием искусственного интеллекта и улучшением технологий распознавания голоса на устройствах их число будет расти.
В 2019 году Банк Казани пошел дальше и подключил робота к процессу актуализации данных клиентов. Робот заменил человека-оператора и аналитика. В итоге скорость обработки анкет выросла на 70-80%, позволив ускорить этот процесс в 17 раз.
Казанский общепит пока не может похвастаться роботами-поварами, но экспериментировать с такими «сотрудниками» уже начали в Москве. Так, сеть «Много лосося» «наняла» робота-повара российского производства «Робопоке», который готовит самое востребованное блюдо из меню ресторана — поке. По итогам тестирования он позволил увеличить количество заказов блюда в своем приготовлении на 10%.
Пока что речь больше идет о маркетинге, нежели о реальном бизнес-кейсе. Но, учитывая опыт пандемии, востребованность роботов в ресторанном бизнесе может расти довольно быстро. Помимо того, что роботы в штате позволяют минимизировать количество контактов между людьми, они еще и привлекают дополнительных посетителей в кафе и рестораны.
Конечно, до массового внедрения цифровых технологий ещё очень далеко. Пока что эксперименты с роботами из-за высокой стоимости могут позволить себе далеко не все компании. Однако выполнение рутинных задач уже постепенно перекладывается на сервисы, пользоваться которыми могут и гиганты, и небольшие бизнесы. Уже сегодня примерами успешного внедрения таких технологий служит сфера найма сотрудников или терминалы самообслуживания в супермаркетах и кафе.