Posted 10 июля 2021, 13:00
Published 10 июля 2021, 13:00
Modified 18 сентября 2022, 12:01
Updated 18 сентября 2022, 12:01
Теплоход «Булгария» построили еще в 1955 году в чехословацком городе Комарно, сейчас он расположен в Словакии. С того момента корабль назывался «Украина», а свое новое наименование получил в феврале 2010 года.
До 1962 года судно принадлежало Волжскому объединенному речному пароходству (ВОРП), а порт прописки был в Нижнем Новгороде (ранее — Горький).
После этого бывшая «Украина» перешла под управления Камскому речному пароходству. В 1986 году теплоход был плавучей гостиницей для ликвидаторов и строителей саркофага над аварийной Чернобыльской АЭС. С 2000 по 2010 годы арендатором судна были организации «Казанская судоходная компания», «Водафлот», «Волгатур».
Суда подобного типа могли вмещать 233 человека, а «Булгария» после модернизации имела 140 пассажирских мест. На судне были 1-, 2-, 3-, 4-местные каюты с частичными удобствами, каюты повышенной комфортности и каюта класса «люкс». Также на судне были два ресторана, бар, салон-караоке, душевые комнаты, солярий, сауна, игровой салон для детей.
В 2010 году переименованный теплоход арендовало ООО «Бриз», генеральным директором которого был Валерий Незнакин. Компания, в свою очередь, летом 2011 года передала судно в субаренду казанскому ООО «АргоРечТур», его директором была Светлана Инякина. При этом фирма не входила в Единый реестр туроператоров и не имела права организовывать туры.
Сам теплоход не был застрахован, также пассажиры отдельно не страховались. Все потенциальные выплаты должны были бы проводиться в рамках программы обязательного страхования на транспорте. По ней родственники погибших могли получить 519 тысяч рублей за смерть пассажира.
Билеты на злополучный рейс продавала компания «ИнтурВолга». В момент трагедии теплоход возвращался из Болгара в Казань. Всего на борту был 201 человек, при этом еще до начала тура очевидцы говорили о перегрузке и крене на правый борт. Также у судна не работал один из двигателей. В тот день над Волгой была плохая погода — ураганный ветер и сильный дождь.
За три недели до катастрофы министерство транспорта признало «Булгарию» технически годной к эксплуатации. А за пять дней до потопления теплоход «кружил» около казанского речного порта около 40 минут, не причаливая. При этом людям сказали, что «что-то сломалось». В последний раз судно ремонтировали в 2007 году, а новые работы должны были пройти в 2011 году.
В субботу, 9 июля, «Булгария» отправилась из Казани в Болгар, а на следующий день – обратно. Примерно в 11:15 по московскому времени теплоход отчалил от пристани и направился по маршруту.
Примерно через час произошла сама катастрофа: судно во время маневрирования накренилось на проблемный правый бок, где также были открыты иллюминаторы. Десятки тонн воды хлынули внутрь, из-за чего «Булгария» затонула буквально за несколько минут.
Перед потоплением всех несовершеннолетних пассажиров собрали в детской комнате, а многие туристы были в каютах. Как рассказывал радист Ринат Габидинов, люди разбивали окна и выпрыгивали из них. Выжили только те, кто успел выбраться в то время, пока тонул теплоход.
Первые сообщения от МЧС о катастрофе появились в 14:00. Тогда была информация, что на судне находилось 22 человека. Через полтора часа стало известно, что количество пассажиров превышало 170 человек. Сообщалось, что судно «Арабелла» спасло от 55 до 78 пассажиров, данные о спасенных и погибших обновлялись несколько дней.
На место направили по два вертолета и спасательных катера для поиски остальных пассажиров «Булгарии». Многие выжившие рассказали, что мимо них проплыли сухогруз «Арбат» и баржа с толкачом «Дунайский‑66». Предположительно, люди пробыли в воде несколько часов, прежде чем их подняли на борт судна «Арабелла».
«Когда крен стал еще сильнее, я понял, что ситуация уже не выправится. И тут я увидел людей за бортом. Многие выпрыгивали прямо из окон. Насколько я знаю, мужики вышибали иллюминаторы, прыгали сами, спасали своих женщин и детей», — рассказывал Габидинов в интервью «Лента.ру».
«Экипаж „Арабеллы“ организовал работу так, чтобы мы не создавали лишней паники. Все сохраняли адекватность, никто не истерил. Экипаж делал все быстро, слажено, без паники», — рассказывала Inkazan член тур-бригады «Арабеллы» Илона Бикметова.
Примерно в 21:00 воскресенья в речной порт Казани доставили всех выживших в трагедии: некоторых госпитализировали с различными травмами, некоторых отпустили на амбулаторное лечение. К этому времени на место уже прибыли родственники пассажиров, с ними работали сотрудники МЧС и министерства здравоохранения Татарстана.
В это время на месте крушения вовсю шла спасательно-поисковая операция. К 4:00 понедельника, 11 июля, нашли тела пятерых погибших, среди которых — один ребенок. На место прибыл и глава РТ Рустам Минниханов, прервав свой отпуск, а также тогдашний премьер-министр республики Ильдар Халиков.
В пресс-службе ГУ МЧС России по Татарстану сообщили, что трагедия стала испытанием и для тех, кто проводил поисково-спасательную операцию. Она продлилась 16 дней. «Все эти дни водолазы работали в сложнейших условиях, особенно в первые двое суток, когда волна поднималась на полтора метра», — говорится в сообщении.
В результате водолазы нашли 114 тел погибших за несколько дней, еще несколько человек были указаны как пропавшие без вести. Когда теплоход подняли со дна, сотрудники МЧС еще раз осмотрели судно и нашли тела еще восьми погибших. Позже стало известно, что среди тех, кто не выбрался с теплохода, были и беременные женщины.
«Только представьте себе, кто-то остался без родителей, в том числе и малолетние дети, кто-то целиком потерял всю семью. На глазах людей, державшихся на плаву, уходили под воду их родные и близкие. <…> Все, что силы МЧС могли сделать, было выполнено», — отметили в пресс-службе ведомства.
Уже на следующий день следователи предположили, что «Булгария» вышла на рейс в неисправном состоянии. У судна не работал левый двигатель и был правый крен. Последнее могло означать наличие неосвобожденных канализационных емкостей, топлива только в правом баке и так далее.
Сотрудники Приволжского следственного управления на транспорте СКР допросили выживших пассажиров и членов экипажа корабля, у компаний «АгроРечТур», «СК «Камское речное пароходство» и «Бриз» провели выемку документацию.
Тогда же стало известно, что туристический круиз, во время которого и затонула «Булгария», был незаконным. Так, у перевозчика не было лицензии на перевозку пассажиров. В результате против Инякиной возбудили уголовное дело по статье об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
Дела также возбудили против старшего помощника капитана «Булгарии» Рамиля Хаметова, инспектора Ространснадзора Владислава Семенова, начальника отдела ведомства Ирека Тимергазеева и эксперта Речного регистра, который выдал теплоходу разрешение на эксплуатацию в 2011 году.
Инякиной дали 11 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Однако позже ей сократили срок до 9,5 лет, потом засчитали каждый день в СИЗО как за 1,5 дня в тюрьме. В результате она вышла из колонии уже в августе 2018 года.
Подсудимая во время заседаний говорила о том, что капитан «Булгарии» Александр Островский мог спасти людей и судно, посадив судно на мель. По разным данным, до нее не хватило 40-50 метров. Инякина при этом говорила, что маневр Островского с левым поворотом пришелся на сильный ветер с этого же левого борта, из-за чего усилился крен теплохода на правый бок.
Уголовное преследование Островского и старшего механика Владимира Подъячева прекратили в связи с их смертью. Капитана сухогруза «Арбат» Юрия Тучина оштрафовали на 130 тысяч рублей за неоказание помощи пострадавшим в результате крушения, а капитана толкача «Дунайский 66» Александра Егорова — на 190 тысяч рублей.
Хаметова осудили на 6 лет и 2 месяца в колонии общего режима за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта. Ивашова приговорили к 5,5 годам тюрьмы за неправомерную выдачу разрешительных документов компании «АргоРечТур» и злоупотребление полномочиями из корыстных целей.
Семенова и Тимергазеева признали виновными в злоупотреблении полномочиями из личной заинтересованности при выдаче положительного заключения компании Инякиной к перевозке пассажиров, при этом оснований для этого не было. Первого подсудимого приговорили к 5 годам колонии общего режима, а второго — к 6 годам тюрьмы.
Помимо этого, суд удовлетворил гражданский иск потерпевших на общую сумму 50 миллионов рублей. При этом, как пишет «Реальное время», осужденные выплатили только 353 тысячи рублей. Так, с Инякиной взыскали 154 тысячи рублей зарплаты в период отбывания наказания, с Семенова — 147 тысяч рублей и еще 52 тысячи — с Тимергазеева.
Тогдашний президент России Дмитрий Медведев требовал, чтобы в стране провели «тотальное обследование» всех транспортных средств, занимающихся перевозкой пассажиров. Также он обратил внимание на необходимость следить за проверкой судов и проведением на них капитального ремонта в срок.
При этом на пятилетнюю годовщину трагедии бывший капитан «Арабеллы» Роман Лизалин заявлял Inkazan, что власти решили не все проблемы, которые выявило крушение «Булгарии». «Есть программы, которые позволяют субсидировать ставку при строительстве судов. Однако все эти меры недостаточно эффективно работают», — говорил он.
Лизалин отмечал, что главными проблемами в российского судоходстве являются плохие условия работы, непривлекательность профессии для молодежи и система подготовки кадров.
После трагедии генпрокуратура России провела масштабную проверку соблюдения правил безопасности на транспорте. В декабре 2011 года более 300 речных судов признали негодными к плаванию.
В июне 2012 года в силу вступил закон об обязательном страховании ответственности перевозчиков. Так, в случае гибели пассажира компания должна выплатить не менее 2,025 миллиона рублей, если был нанесен вред здоровью — не менее 2 миллионов. Через месяц в России ужесточили контроль за судоходством на водных путях.
Крушение «Булгарии» также обвалило рынок речных пассажирских перевозок в бассейне, который обслуживает Казанский речной порт. Если в 2010 году этот показатель составлял около 800 тысяч человек в год, то в 2011 году он упал до 500 тысяч.
После трагедии с новой силой вспыхнули разговоры о необходимости обновить речные суда в Татарстане. Судовладельцы еще в 2013 году говорили, что износ теплоходов и других кораблей достиг 80%. Впоследствии от Казани ходило меньшее количество кораблей — остальные либо ремонтировали, либо разобрали.
В России 12 июля 2011 года объявили общенациональный траур по погибшим в крушении «Булгарии». На территории речного порта в Казани организовали стихийный народный мемориал, где были тысячи мягких игрушек, цветов и свечей.
Через год после трагедии около села Сюкеево в Камско-Устьинском районе открыли мемориал в память о погибших. Там расположены часовенная церковь, мечеть и стена памяти с именами погибших. Имена пассажиров выбиты золотыми буквами. Также на месте крушения установили буй. По традиции проходящие мимо судна должны давать длинный звуковой сигнал.
Родственники жертв трагедии просили оставить теплоход в качестве памятника, с соответствующим обращением они даже приходили к Минниханову. Однако в 2016 году судно все-таки разобрали. При этом заказчиком работ был собственник «Булгарии».
Ежегодно в Татарстане проходят мероприятия, на которых вспоминают жертв крушения теплохода. В 2018 году на ремонт мемориала направили 1,8 миллиона рублей.