Сегодня издатели называют одной из главных проблем своей отрасли пиратские сайты. По словам Максима Фатеева, вице-президента Торгово-промышленной палаты России, в прошлом году книжный рынок страны достиг своего дна. ТПП обратилась к российскому правительству с инициативой признать отрасль пострадавшей.
В 2020 году обороты книжного рынка упали на 12%, опустившись до 84 млрд рублей. Основную часть выручки — 25,2 млрд рублей составляет продажа художественной литературы. 24,6 млрд рублей принесли научно-познавательные издания. 12,6 млрд — детская литература. Все остальное — 21,84 млрд рублей. Сейчас эксперты подводят итоги 2021 года. Возможно, он превысит предыдущие показатели на 13%.
В Татарстане уже больше ста лет работает одно из крупнейших национальных издательств в стране. Татарское книжное издательство издает труды на русском и английском языках, но в большинстве своем это книги от татар, для татар и на татарском. Для любителей чтения есть как художественная и детская литература, учебники, академические издания, словари и многое другое.
Большая часть книг в России выпускается издательской группой «Эксмо-АСТ». Она входит в 50 крупнейших издательств мира. По словам президента организации Олега Новикова, основным покупателем литературы является молодежь в возрасте от 14 до 20 лет. В период коронавируса большой рост показала классическая литература, сейчас в трендах Лев Толстой, Федор Достоевский и Джордж Оруэлл.
При этом издательствам не выгодно иметь собственные типографии, поэтому тираж заказывается у сторонних организаций.
«Объективно издателям негде печатать книги. Примерно 15% книг, которые мы хотели напечатать в прошлом году, не были напечатаны из-за ограничений по мощностям типографий. В какие-то месяцы это доходило до 25% — наши заявки на печать книг не выполнялись», — рассказал Новиков.
Еще одной проблемой является рост цен на материалы. За 2021 год цена на картон выросла на 60%, на бумагу — на 20%. В 2022 году поставщики собираются поднимать расценки.
По словам Фатеева, сегодня производители бумаги уходят в производство упаковки, так как это гораздо выгоднее. Такая проблема есть не только в России, но и за рубежом. Из-за проблем с сырьем стоимость книг в прошлом году выросла на 40%.
Еще одним веянием пандемии стала смена каналов продаж. Покупатели начали реже заходить в книжные магазины, все чаще покупки происходят через интернет. Так, заказывают бумажную литературу онлайн 38,7% покупателей. 49,4% книж — продают в книжных магазинах, 8,5% — супермаркеты. 3,4% остаются на киоски и другие продажи.
Для небольших издательств продажи через маркетплейсы — это хорошая возможность выйти на рынок. Этим способом воспользовалось издательство «КИТ». Сейчас у компании даже нет офиса, все работают удаленно.
«Авторы и иллюстраторы смогли использовать режим налогообложения своего дохода, как самозанятого. Это было хорошей мерой, и она поддержала и нас, чтоб мы чуть-чуть поменьше налоговую нагрузку испытывали», — рассказал он.
В структуре стоимости альманахов самой затратной статьей является оплата труда авторов — 182 рубля или 20%. Еще 150 рублей уходит на печать. 70 рублей — расходы на продвижение, 250 — комиссия интернет-магазина, 50 рублей — склад. Прибыль с одной книги составляет 148 рублей или 17% от общей стоимости в 850 рублей.
Самым продаваемым сегментом в 2021 году стали адвент-календари. Выручка от их продаж составила 2 млн рублей.
Эксперты считают, что одним из самых востребованных сегментов останутся детские книги, которые, скорее всего, не уйдут в электронный вариант. Взрослая литература перешла в онлайн на 10%.
«Люди читают в гаджетах, и это абсолютно нормально, и появилось очень много агрегаторов, очень много сайтов, на которых можно купить эту литературу», — заключил Фатеев.
В целом же, книжная отрасль уверенно выздоравливает после пандемии — по прогнозам, в 2022 рынок продолжит расти. И это умный бизнес вектор.