Posted 28 марта 2022, 07:23

Published 28 марта 2022, 07:23

Modified 20 августа, 15:51

Updated 20 августа, 15:51

Вылезти из бутылки: как алкогольный бизнес переживет очередной кризис

28 марта 2022, 07:23
Из России продолжают уходить зарубежные компании. Эта участь не обошла и алкогольный бизнес. Производители виски, вина и пива заявляют о приостановке работы в стране. О том, как «горькая» отрасль переживает кризис — в материале Inkazan.

Кто ушел

После начала специальной операции и введения санкций с российского рынка ушли многие алкогольные бренды. Их список пополняется постоянно. Первой его покинула украинская компания Nemiroff. Затем несколько основных чешских пивоварен, британская Diageo, производившая Johnnie Walker, White Horse, Smirnoff, Captain Morgan, Guinness. Следом о прекращении отношений заявила американская Brown-Forman вместе со своими Jack Daniel’s, Finlandia. Выпуск продукции по лицензии тоже приостановили.

Компании Carlsberg и Heineken не уйдут полностью, но прекратят производство и продажу одноименных сортов пива. Заводы Heineken продолжат работать, разливая «Охоту», «Три медведя», «Окское». Принадлежащие Carlsberg мощности «Балтики» тоже будут выпускать пиво российской марки. Однако компания останавливает экспорт и инвестиции в Россию. Сегодня голландская Heineken заявила, что уходит из России. Бизнес в стране планируют передать третьим лицам.

При этом санкции работают и в обратную сторону. США, Финляндия, Норвегия, Дания, Швеция, Литва, Австралия и Новая Зеландия запретили ввоз российского алкоголя.

Пока что на ассортименте в магазинах ситуация не отразилась. На прилавках есть напитки из Бельгии, Чехии, Франции, Испании, Чили и других стран. При этом сегодня в России идут активные разговоры об импортозамещении.

Производство в Татарстане

Еще до начала специальной операции цены на алкоголь в 2022 году выросли из-за общей инфляции, повышения акцизов и минимальной розничной цены.Минфин повысил минимальную стоимость пол-литровой бутылки водки с 243 до 261 рубля, коньяка — с 446 до 480 рублей, бренди — с 324 до 348 рублей. Дальнейший рост никто не отменял.

Шаг в сторону алкогольной повестки сделали депутаты Госсовета Татарстана. Они одобрили продление продажи спиртного на три часа — теперь оно будет доступно с 8 утра до 11 вечера. Главный аргумент — пополнение бюджета примерно на 1,5 млрд в год, а также санкционное давление на производителей.

Главный производитель алкоголя в республике — АО «Татспиртпром». По словам руководителя Госалкогольинспекции Татарстана Жаудата Ахметханова, филиалы компании в 2021 году произвели 8,3 млн декалитров водки. Это на 5% больше объемов 2020 года.

Сегодня производственные площадки филиалов «Татспиртпрома» выпускают более 30 видов водки, ликероводочные изделия, коньяки, виски, аперитивы, бальзам, более 25 видов пива, а также спирт класса «Альфа». В этом году компания начала выпускать джины.

В «Татспиртпроме» считают, что уход западных производителей подстегнет российских игроков к поиску вариантов импортозамещения. В пресс-службе компании Inkazan рассказали, что основные сложности у российских производителей возникнут с заменой ресурсной базы и модернизацией производства.

Например, в категории виски на долю чистого импорта приходится 55% объема рынка, 45% — на лицензионный розлив импортных брендов на территории страны и на бренды российских производителей. Но весь виски, который производится на территории России, делается в основном из импортного дистиллята.

«В текущей ситуации производители будут вынуждены искать замену импортному сырью и варианты производства дистиллята на территории России, ожидается бум развития вискокурен и авторских „русских виски“», — считают в компании.

В «Татспиртпроме» рассказали, что в категории биттеров, где доля импорта занимает 70%, бренд компании Tundra Bitter показывает стабильный ежегодный рост. В категории виски компания продолжит развитие, несмотря на текущие сырьевые ограничения. В этом году компания запустила производство нового для себя продукта — джина. Доля импорта в нем составляет 22%.

«На наш взгляд, основные категории, где трудно будет заменить импорт, это напитки в которых используется специфическое сырье, например, текила и ром. Санкции и уход с рынка ряда западных производителей в меньшей степени затронут водку, так как их доля в этой категории была незначительна на уровне 3%», — заявили в «Татспиртпроме», добавив, что в случае «аномального» спроса на этот продукт, они готовы обеспечить им всех желающих.

Алкоголь в ресторанах

Уход импортного алкоголя затронул не только простых граждан, но и сферу общепита. По мнению Айрата Гарипова, основателя казанских заведений Cheeseria, «Лёвен», Beerpoint, Top Hop, сейчас никто точно не сможет предсказать развитие ситуации в России.

«На мой взгляд, наиболее вероятно в течение полугода возвращение большинства ушедших производителей. Речь о бизнесе, здесь уже не политика. Ни один владелец, производитель не откажется от такого рынка сбыта, как Россия. Уверен, многие компании найдут красивое дипломатическое решение, чтобы вернуться», — считает он.

Если говорить о зарубежных производителях пива, то, по словам Гарипова, сейчас первый шок прошел, поставки осуществляются, запасов готовой продукции с учетом объемов продаж на территории России хватит минимум на 2-3 месяца. Сырье на заводах тоже есть. На рост цен закупа влияет в основном курс валют. Что касается отечественных производителей, по словам эксперта, вкус российского крафта находится на достойном уровне.

«Говоря о крепком алкоголе, приходится признать, что аналогов мировых брендов в России нет и вряд ли когда-нибудь будут. Не буду углубляться в возможное развитие теневого рынка, торговлю „из-под полы“, рост объемов суррогатов. Повторюсь, аналогов нет и не будет. Что же тогда у нас остается? Конечно, водка», — считает он.

По мнению эксперта, в этой ситуации на коне будут бары и рестораны в чьей карте есть настойки и биттеры. Что касается вина, то сегодня есть запас вин Старого и Нового Света и в самих ресторанах, и на оптовых складах. Цена на них тоже подросла в соответствии с курсом валют. Гарипов считает, что сейчас нужно обратить внимание на рынок Азии, где производят малоизвестные, но качественные вина. В это время российское производство имеет все шансы на развитие.

Как итог Гарипов предположил, что импорт в стране останется, как и привычные бренды, но в меньших объемах. Рынок будет насыщаться продукцией российских производителей, а вкусовые пристрастия потребителей будут меняться в сторону доступного и достойного местного продукта.

Подпишитесь