«Убыточный — уходи с рынка»: эксперт о проблемах казанских перевозчиков

1 июня 2022, 19:30
Представитель Федерации автовладельцев России (ФАР) в Казани Дмитрий Золотов в разговоре с корреспондентом Inkazan прокомментировал проблемы с общественным транспортом в Казани и рассказал, стоит ли городу передать автобусные маршруты частникам. Далее — монолог Золотова.

«Это издевательство»

Городской общественный транспорт всегда был и будет убыточным. Из него делать какое-то коммерческое предприятие нет смысла. Потому что это социальный проект, этим должен заниматься сам город. То, что у нас происходит, это издевательство. Многие маршруты, которые у нас ходят, сокращаются. Водители работают в жестких условиях. Многие — для того, чтобы выполнить план, а не чтобы перевести пассажира.

Взять 62-й маршрут с Жилплощадки до проспекта Победы (это старый маршрут, сейчас автобусы ходят от Дворца водных видов спорта (ДВВС) до жилого комплекса «Салават Купере» — Inkazan), он искусственно сделан убыточным. Потому что люди, которые живут на Жилке, не будут по часу ждать, когда приедет автобус. Они сядут на 29 или 89 маршрут и с пересадкой доедут до нужного места. Перевозчик несет убытки, потому что у него не хватает автобусов на линии.

Когда ФАР эту тему поднимал, был договор с городом: они (перевозчики — Inkazan) должны были выиграть тендер. В этом договоре было указано, что у них должно быть определенное количество машин, плюс машины в резерве. Если что-то происходит на линии или транспорт ломается, они его увозят, а вместо него выводят на линию новый автобус.

Мы сейчас изучаем работу в Москве, и здесь это все работает как часы. Транспорт работает не на план, а на пассажиропоток. Все проблемы, которые есть в Казани, никуда не делись. Когда были «Газельки», «Пазики», когда частники катались. Это было выгодно, потому что они работали на себя и на совесть. Если они работали в 5 утра, то они за это деньги получали.

А сейчас водители получают зарплату, их штрафуют. У них один и тот же человек может заниматься и ремонтом, и обслуживанием, и тут же водить этот автобус. Автобусы многие выходят на линию неукомплектованные, с мелкими техническими неисправностями. Это сами водители говорят, потому что к нам много водителей и кондукторов обращались.

«Не заработок, а просто способ выживания»

Весь транспорт практически в лизинге, в частной собственности ни у кого ничего нет. Естественно, они оплачивают этот лизинг, автобусы, которые они выкупают, пускают на донорство. В таком ключе это не заработок, а просто способ выживания. Для себя они (руководство предприятий — Inkazan) деньги зарабатывают, а люди страдают. У нас не хватает общественного транспорта на линии практически по всем маршрутам, это около 80%.

Плюс не работает GPS-навигация. Если бы она работала, люди, которые хотят куда-то доехать, планировали бы время. Возьмите метро, почему оно популярно. Потому что горожане знают, что через минуты 2-3 поезд придет, и они доедут, куда нужно. А автобусы — это непредсказуемо. Они могут простоять и 40 минут, и час, и в итоге он придет переполненный либо вообще не придет.

Здесь люди начинают выбирать другие пути: либо такси, либо каршеринг, либо другие маршруты и добираются на перекладных, либо на своем транспорте. Многие, может, и передвигались бы на общественном транспорте. Но нет, например, перехватывающих парковок возле конечных остановок. Где машину бросить? Негде.

«Они вытворяют что угодно»

Если человеку надо в центр, он выезжает или на своем транспорте, или на каршеринге. Из-за этого как раз складывается негативная динамика с убыточностью общественного транспорта. Очень странно, что руководство города не обращает на это внимания. Получается, у нас люди брошены на произвол судьбы автотранспортных предприятий.

Они вытворяют что угодно, но комитет по транспорту не может наладить нормальную работу и выгнать недокоммерсантов, которые не могут использовать общественный транспорт в полном объеме на линии. Когда он будет в полном объеме ездить по расписанию, тогда люди будут им пользоваться и, естественно, пойдет прибыль.

Независимо от того, сколько будет стоить проезд — люди готовы больше платить, но они хотят уехать. Если я буду знать, что у меня в 7 утра автобус будет на остановке стоять, я даже за 50 рублей поеду. Потому что я знаю, что я доеду. А не так что — пусть 31 рубль, но я буду ждать и гадать, приедет или не приедет.

Здесь должны исполком и комитет по транспорту провести зачистку в рядах предпринимателей, провести новые тендеры. Потому что их долгое время не проводили. Выигрывают одни и те же ПАТП, которые давно уже в убыточном состоянии. Многие там сами стекла льют, пытаются делать какой-то мелкосрочный ремонт. В общей картине это не решает проблемы с убыточностью.

«Автобусы передвигаются как им удобно»

Дело не в частниках, а в грамотной работе. На каждой остановке нужно поставить оборудование, которое будет фиксировать время прибытия общественного транспорта. Например, автобус проезжает остановку, система фиксирует, что он в это время приехал. У комитета по транспорту должны быть все эти данные, карта, где они видят передвижение всего подвижного состава.

Если это сделать, то можно и частников сажать. Частники будут работать точно также. Общие правила создать для всех, и все будут им подчиняться. Сейчас в большей массе автобусы передвигаются как им удобно. Они могут застрять в пробке, они могут сократить маршрут. Не заехать на остановку, а проехать по другой улице.

Кондукторы берут деньги в карман, не выдавая билеты. Статистика показывает, что мало людей пользуются транспортом, но они на самом деле перевозят людей больше. Эти моменты нужно учитывать.

Почему в других городах транспорт до 9-10 часов ходит, а в Казани уже в 8 часов проблема уехать? Мы говорим о городе туристического направления, когда к нам очень много гостей и туристов приезжает. И, естественно, общественный транспорт — это артерия города, жизнеобеспечивающая составляющая, которая должна работать как часы, без сбоев.

«Убыточный — уходи с рынка»

Когда у нас красивые красные автобусы не выезжают на линию или те же новые трамваи начинают гореть, то как люди будут оценивать этот общественный транспорт? Когда они не включают кондиционеры летом, например, или выключают печку зимой, чтобы сэкономить солярку? Это ненормально, это какое-то членовредительство. Таких перевозчиков нужно убирать с рынка.

А у нас сидят 5 или 6 перевозчиков. Руководство города закрывает на это глаза. Из-за этого попустительства и начинаются проблемы с банкротством. Потому что нет общей системы работы. Работают кто как может. У них есть маршрут, есть транспорт, но их никто не заставляет выходить, нет контроля.

Когда будет контроль и наказание, они будут совсем по-другому работать. Сейчас все плачут, что «мы не можем, мы убыточные». Убыточный — уходи с рынка. Почему ты сидишь на тендере, на торгах, когда ты не можешь обеспечить эту заявку? Придет тот же москвич, нижегородец или предприниматель с другого региона, но он наладит работу общественного транспорта без сбоя.

Надо вкладывать свои деньги. Это не означает, что предприятия, которые могут прийти, они будут зарабатывать бешеные деньги. Если вы хотите заработать, вы приходите со своим транспортом, своим ПАТП, своей ремзоной, и тогда начинаете работать. А не так, что у нас должно быть на линии 25 автобусов, а формально ездит 15, остальные стоят на ремонте или их вообще нет.

Либо одного перевозчика поставить, который будет управлять транспортом всего города, либо же всем объявить определенные условия. Если вы не выполняете их, то уходите с рынка. И когда будет здоровая конкуренция, будет качество перевозок. А деньги они зарабатывают, несмотря на то, что у них большие убытки. Нужно просто грамотно выстраивать рабочий процесс.

«Нужно уйти от воровства»

Если минимизировать какие-то расходы и уменьшить штат на всяких замов и помощников, то будут и деньги оставаться. А если человек — предприниматель, он даже из социального проекта сделает популярный продукт. Они просто не могут работать. Это люди, которые не умеют работать, но каким-то образом они попали в эту сферу и занимаются этим.

Качество работы транспорта — это квалификация руководителя ПАТП. На самом деле это сложная тема. Легко критиковать. А дай любому деньги и скажи: «иди занимайся», единицы смогут. Это должна быть предпринимательская жилка и знание этой проблемы городской.

Например, купить автобусы и запустить их на линию — это полдела. А нужно еще сделать так, чтобы они работали, чтобы они не ломались. Найти людей, которые будут обслуживать. Уйти от воровства, когда билеты воруют, потому что сами кондукторы искусственно занижают пассажиропоток.

Вообще общественный транспорт нужно отдать в бюджет. Город должен управлять общественным транспортом. Потому что это неотъемлемая часть городской жизни.

#Эксклюзив #Казань #Общественный транспорт #ФАР #Интервью #Дмитрий Золотов
Подпишитесь