Posted 16 марта 2023, 15:25

Published 16 марта 2023, 15:25

Modified 16 марта 2023, 15:27

Updated 16 марта 2023, 15:27

Закатай меня полностью: миллиарды рублей «разбомбили» дороги Казани

Закатай меня полностью: миллиарды рублей «разбомбили» дороги Казани

16 марта 2023, 15:25
Фото: inkazan.ru.
Казанские власти ежегодно закатывают в асфальт миллиарды рублей, но традиционные весенние ямы на дорогах заставляют водителей чертыхаться. Когда прекратится «дорожная стоматология» и почему «ямочное лобби» выгодно всем, кроме водителей, — в материале Inkazan.

«Пломбирование» дорог

Председатель комитета внешнего благоустройства города Игорь Саляхутдинов заявил, что из-за погодных колебаний и интенсивности движения транспорта на дорогах образовалось много ям. В Казани дорожные «пломбы» поставят на участках общей площадью 30 тысяч квадратных метров.

В Казани стартовал ямочный ремонт дорог. Работы начались, несмотря на дожди и снег. Мэр города Ильсур Метшин заявил, что в адрес властей поступает большое количество обращений от жителей. Основной вопрос: «Почему дорожные службы в такую погоду работают, кладут асфальт в воду?».

«Надо сказать, что, во-первых, это временное решение, оно позволяет нам поддержать дороги в приемлемом состоянии до большого ремонта. Во-вторых, литой асфальт — это специальный материал, который предусмотрен для работы именно в плохих погодных условиях. Поэтому переживать не нужно», — заявил он и попросил глав районов начать с самых проблемных участков.

С кочки на кочку

Проблемными участками стали практически все улицы Казани. Только за март этого года корреспондент Inkazan насчитал на сайте «Народного контроля» 32 жалобы на ямы.

«Дорога разбита, яма на яме по всей улице. Заделайте ямы в асфальте. Включите дорогу в скорейший капремонт!», — пишут, например, жители об улице Новаторов.

Горожане жалуются на Аделя Кутуя, Черноморскую, Серова, Чистопольскую и другие улицы. В этом вопросе центр Казани наконец поравнялся с поселками — проблемы у всех одинаковые.

«Лужей скрыта яма, что небезопасно для постоянно движущегося там транспорта. Лично я содрала колесо с диска. Прошу администрацию отреагировать и заставить ответственных лиц работать для обеспечения безопасности граждан», — написала на сайте Полина Ч. из поселка Юдино.

По словам юриста Федерации автовладельцев России Владлена Копвиллема, таких жалоб хватает. Одно из подобных дел разбирается в Кировском районном суде города.

«За конкретный кусок дороги отвечает какая-то фирма. Они говорят, сколько денег им нужно, и им „по конкурсу“ их выделяют. А нужно, чтобы было не освоение, а нормальная работа», — считает эксперт.

По его словам, целевая функция должна быть другая: потратить как можно меньше, но сделать так, чтобы на следующий год ям не было. За это Копвиллем предлагает выдавать премии, а за ямы штрафовать.

«Из-за этого у нас и ремонт такой. Фирма заинтересована отремонтировать так, чтобы на следующий год этот кусок дороги пришлось снова ремонтировать», — заявил он.

По мнению Копвиллема, «функцию» не меняют потому, что дорожные фирмы связаны с администрациями городов и районов — «как не порадеть родному человечку».

Деньги в асфальт

В 2023 году в Татарстане продолжат ремонтировать дороги местного значения по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». В Казани работы запланированы на 12 объектах на общую сумму 1 млрд рублей. Об остальных планах исполком пока не отчитывался.

Редакция Inkazan направила запрос пресс-службе города, чтобы узнать о предстоящем ремонте и вложениях в него, но ответа в установленные законом сроки так и не получила.

В 2022 году на ремонт дорог Казани потратили 22,1 млрд. В том числе 1 млрд по нацпроекту, 3 млрд рублей — на ремонт улично-дорожной сети, нанесение дорожной разметки, ликвидацию мест концентрации ДТП.

Еще 15,6 млрд — на строительство и реконструкцию дорожных объектов, 2,5 млрд рублей — на реализацию программы «Наш двор». В 2021 году на дорожные работы в Казани выделяли 18,4 млрд рублей.

Депутат казгордумы Алексей Серов заметил, что в этом году зима была достаточно устойчивой, не было оттепелей, и дороги чистились хорошо. При этом почему-то такие ужасные ямы образовались «на каждом углу».

«Инвестиции в поддержание дорог у нас очень хорошие и разбитых дорог, когда заплатка на заплатке, не осталось. Возможно, нынешняя ситуация приведет к увеличению текущего ремонта без глобальной замены дорожного покрытия. Но поживем — увидим», — заявил он Inkazan.

По мнению Серова, причина столь бедственного положения в том, что подрядчик не обязан поддерживать дорогу в гарантийном состоянии. Никто не заставляет дорожников делать так, чтобы полотно прослужило условные десять лет. Получается «бесконечный круговорот»: сделать — отремонтировать.

Есть и другой момент: тот же подрядчик может сказать, что власти не поддерживают дорогу в нормативном состоянии. Например, в жаркий сезон не поливают ее водой, не ограничивают движение грузового транспорта.

«И технологии строительства нужно менять, использовать более современные, иностранные. Но сегодня даже при нашем желании иностранные фирмы к нам не придут. А это было бы полезно, чтобы мы перенимали опыт западных стран, где с качеством длительной эксплуатации дорог все намного лучше», — считает Серов.

Депутат напомнил, что все, что касается строительства дорог, регламентируется ведомственными документами миндортранса. А значит, если бы была политическая воля, то на круглом столе со всеми участниками отрасли можно было выработать комплекс мер, который был бы выгоден и строителям, и потребителям.

«Но этой политической воли нет. Чиновникам гораздо удобнее отчитаться, что они построили в 2022 году 300 км дорог, а в этом году еще 600 км построят, из которых 100 км — переделанных прошлогодних. Как обычно, вместо того, чтобы критерием было качество выполнения работ, у нас в критериях количество и красивые отчеты», — заявил Серов.

Дорожное лобби

Депутат Госсовета Татарстана Эдуард Шарафиев, наоборот, считает, что Россия гонится за новыми технологиями и допускает технологические ошибки. По его мнению, советский асфальт был намного прочнее и надежнее: если найти проселочную дорогу, которую не ремонтировали с 90-х годов, якобы можно увидеть, что на ней асфальт местами сохранен лучше, чем там, где его ежегодно перекладывают.

«Колейность на наших дорогах почти повсеместна. Нужно возвращаться к проверенным способам. Можно строить бетонные дороги или серобетонные, но дорожное лобби заинтересовано в том, чтобы на ремонтные работы выделялось как можно больше средств из бюджета. Есть заинтересованные лица, которые получают большие средства с тендеров от дорог», — заявил он.

По мнению Шарафиева, бесконечный ремонт — это не нецелевое использование средств, ведь дороги действительно ремонтируют. Проблема в том, что все дороги строятся по определенным требованиям. Есть принимающая сторона, есть сдающая. И всех все устраивает. Поэтому для решения вопроса необходимо пересмотреть саму концепцию ГОСТов, считает депутат.

Десять лет назад Казань основательно «вылизали» к Универсиаде: качество дорог города, готовящегося принять иностранных гостей, поражало и самих жителей. К хорошему быстро привыкаешь: путь без ям и колей начал казаться горожанам нормой. Впрочем, оказалось, что без стимула «покрасоваться», дорожная ситуация быстро возвращается к «средней температуре» по России.

Проблему, казалось бы, легко решить, сместив акцент с ремонта на создание изначально качественного покрытия. Об этом, кстати, не раз говорил и глава республики Рустам Минниханов. Но в сфере дорожного строительства «крутятся» слишком большие деньги. И работай дорожники изначально хорошо — того гляди выделять суммы со множеством нулей перестанут.

Подпишитесь