Сегодня онлайн-шопинг плотно вошел в жизнь россиян, по крайней мере, ее «осмартфоненной» части. Продукты, книги, мебель, техника и одежда — маркетплейсы буквально полностью заменили оффлайн-точки в местных торговых центрах. И к этому, по мнению экспертов, привела пандемия, разгоревшаяся в 2020 году.
Если тогда аналитики отмечали, что к онлайн-покупкам, сидя на карантине, чаще всего прибегали женщины в возрасте от 25 до 44 лет, то уже спустя год — в 2021-м — аудитория расширилась с 16 до 55 лет, а гендерный критерий и вовсе стерся. При этом значительно возросло количество покупателей со средними и низкими доходами — они заходят на площадки в поисках чего «подешевле».
Среди самых популярных товаров выделяют лекарства, одежду и обувь, а также средства личной гигиены. Отдельной немаловажной строкой выделяют рост онлайн-спроса на продукты — во многих супермаркетах даже появилась вакансия сборщика заказов.
По мнению основателя компаний Verol и Veroliki Евгения Коваленко, товары в онлайн-магазинах дешевле, чем в оффлайн, во-первых, из-за экономии на логистике. В разговоре с Inkazan собеседник объяснил, что это на себя берет маркетплейс, на котором выставляется товар.
Во-вторых, у владельца онлайн-бизнеса нет необходимости платить за аренду помещения, а также нанимать большой штат сотрудников. Для сравнения: если в оффлайн-магазине работает, например, десять человек, то для онлайн-точки необходимо три-четыре сотрудника, уверен эксперт.
«Не секрет, что все эти затраты закладываются в конечную стоимость продуктов и товаров в оффлайн-магазинах», — заметил Коваленко.
Виталий Анохин, CPO продукта «Сайты» платформы по управлению онлайн-торговлей inSales, в разговоре с Inkazan заявил, что товары в интернет-магазинах не всегда дешевле, чем в оффлайн-точке. Особенно это характерно для владельцев и сайта, и физического магазина.
«На маркетплейсах такие бренды могут придерживаться единой ценовой политики и не снижать цены, поскольку при небольшом количестве товарных позиций и малом обороте им необходимо держать планку окупаемости», — объяснил эксперт.
Он заметил, что если в физическом магазине нужно оплачивать аренду торговой площади, освещение, отопление и зарплату продавцу, то владельцу интернет-магазина — место на складе и зарплату персоналу, который упаковывает и отправляет заказы. По сути, по этой причине цены на разных площадках не должны сильно отличаться.
«Но конкуренция в интернете гораздо выше, а у покупателей больше возможностей для сравнения товаров и выбора самого выгодного предложения. Это влияет на общую ценовую политику в онлайне, где продавцы борются за клиента и стараются продавать по минимальной цене», — сказал Анохин.
В начале 2024 года Федеральная антимонопольная служба заявила, что Wildberries и Ozon заняли 80% рынка, став коллективными монополистами. Несмотря на «доминирующее положение» маркетплейсов, власти не перестают получать множество жалоб на их работу, писал РБК.
Возмущения поступают якобы со всех сторон: бизнесмены недовольны дорогостоящими затратами на доставку товаров, сотрудники — начислениями штрафов, а покупатели — платными возвратами и нередко качеством продуктов. При этом из-за моратория на проверки IT-компаний ФАС может попросить маркетплейсы устранить нарушения только добровольно.
Однако даже несмотря на «минусы», популярность онлайн-шопинга не проседает. Анохин уверен, что одна из главных тому причин — экономия времени покупателя. Кроме того, в интернете выбор не ограничен городом, округом и даже страной: выбирай — не хочу.
Коваленко, в свою очередь, настаивает на дешевизне товаров как главной причине популярности онлайн-шопинга. По его словам, на рынок ежедневно приходит большое количество новых игроков, в результате чего селлеры вынуждены постоянно придумывать акции. Из-за этого покупатели очень часто могут купить необходимые товары с большой скидкой.
«За последние три года онлайн-шопинг стал еще более популярным, что связано в том числе и с улучшением технологий и безопасности онлайн-платежей. Кроме того, многие бренды и оффлайн-точки начали активно развивать свои онлайн-платформы и предлагать бесплатную доставку и возврат товаров, выходить на маркетплейсы, то есть стали более доступны для покупателя», — сказал Анохин.
Пользователи в соцсетях иронично пишут, что в ближайшее время оффлайн-шопинг станет доступен только для богатых людей — малообеспеченные уже якобы не слезут с «иглы» акций маркетплейсов.
Анохин считает, что покупатель действительно ищет самый дешевый товар в интернете — на сайтах бренда и крупных торговых сетей — и выбирает по самой выгодной цене и сроку доставки. Однако, по его мнению, такой механизм нехарактерен для товаров первой необходимости и для продукции, которая находитися в шаговой доступности.
Бизнесмен Коваленко считает, что оффлайн-магазины останутся популярны, хотя бы среди тех, кто просто любит гулять по торговым центрам. Как правило, это люди старшего поколения — им так просто привычнее.
«Я думаю, что онлайн-рынок займет 40-60% от общей доли, а может, и больше. Оффлайн-рынок останется, пусть и в меньшем объеме. Далеко не все потребители готовы делать покупки, имея в распоряжении только лишь картинку с товарами», — объяснил Коваленко.
Он предполагает, что торговые центры в перспективе могут превратиться в мульти-шоурумы, когда клиент приходит в магазин, знакомится с ассортиментом вживую и только после этого делает заказ на сайте.
У маркетплейсов же, по его мнению, есть два пути развития. Первый — это появление большого маркетплейса, в котором будет размещено несколько отдельных — некий агрегатор агрегаторов. Второй — американская модель, когда каждый из вновь появившихся маркетплейсов будет заниматься своим профилем: маркетплейс световых приборов, маркетплейс DIY-товаров и так далее.
Что точно навсегда останется в оффлайн-формате, так это гипермаркеты продуктов и строительных материалов, уверен эксперт. К тому же есть эмоциональные покупки и товары для детей — все это продолжит жить в торговых центрах.
«Возможно, их количество будет снижаться, но они не исчезнут совсем. Поэтому селлерам нужно стараться искать симбиозы форматов онлайн и оффлайн, позволяющие удовлетворить все запросы искушенных клиентов», — заключил Коваленко.