Пассажирская навигация стартовала в Татарстане в конце апреля. Это первый полноценный сезон для недавно созданного в республике АО «Флот РТ». Госкомпанию учредили власти региона в мае 2023 года. На организацию возложили всю ответственность за речные перевозки.
До этого ими занималось АО «СК „Татфлот“», которое традиционно относят к сфере влияния гендиректора ПСО «Казань» Равиля Зиганшина. Когда республиканские власти признали полный провал в работе предприятия, и было принято решение о создании новой организации.
Весь прошлый год «Флот РТ» наводил свои порядки. От прежнего хозяина ему досталось 28 судов, но, по предварительным данным, 3 из них точно пойдут в утиль, а многим требуется серьезный ремонт.
Сегодня Татарстан делает большую ставку на межрегиональные перевозки. Изначально практически все эксперты видели в их организации лишь одну проблему — «новые судна не строятся одним днем». Однако первые маршруты выявили и другие «пробоины».
В прошлом году в Татарстане появились два новых «Метеора». Тогда же начали тестировать пробные рейсы до Ульяновска и до Чебоксар. Этот год руководитель «Флота РТ» Роман Лизалин называл «значимым», так как это первая полноценная навигация. Но она не задалась с первых дней.
Рейсы в Ульяновск на новых «Метеорах» запустили 1 мая, однако через пару дней приостановили из-за поломки нового судна. «Метеор» сломался во время межрегионального рейса по маршруту Казань — Ульяновск, попав в шторм 3 мая. В Татарской транспортной прокуратуре пообещали проверить инцидент.
«Мы не стали рисковать, сделали возврат судна, а на обратном пути в виду штормов и урагана начался отказ двигателей. Мы дошли своим ходом, но судна пришлось отдать в ремонт. К сожалению, так бывает, техника ломается», — объяснил Лизалин.
После этого глава комитета по туризму республики Сергей Иванов заявил, что есть необходимость доработки «Метеоров».
«Они находятся на профилактических работах. У них были выявлены технические недостатки, которые сейчас устраняются. Но мы рассчитываем, что в навигацию 2024 года они совершат большое количество рейсов и между Казанью и Ульяновском и между Чебоксарами», — заявил он.
Также Иванов добавил, это новый проект, поэтому возможны «шероховатости», на которые придется быстро реагировать. Пока регион остался без новых судов, а туристы — без путешествий как минимум до 17 мая. На фоне этого крупного «бедствия», есть и другие более мелкие проблемы.
По словам представителя Туристского информационного центра Любови Ковалевой, сегодня в республике онлайн можно купить лишь 3 билета в одни руки. Если приобретать их через кассы, нужны документы всех отплывающих. Поэтому даже туроператор не может создать комплексный туристический продукт — продавать им просто нечего.
Каждому региону выделяются квоты на «конкретных пассажиров». По закону, так как перевозка межрегиональная, у перевозчика должны быть данные на каждого путешествующего, и «непонятно кому» билеты не продашь. Сами туроператоры тоже не особо спешат лезть туда, где их не сильно ждут. Субсидировать поездки им так и не начали, выгоды для них нет.
Глава Ассоциации туристических агентств Татарстана Рамиль Мифтахов в разговоре с корреспондентом Inkazan заявил, что сегодня основная проблема кроется в том, что пока у «Флота РТ» нет четкого алгоритма работы с туроператорами. За то время, которое работает организация, они не успели наладить контакт.
«Нет общей картины, чтобы мы говорили, плохо мы работаем или хорошо. Еще ничего не понятно. Надеюсь, что в течение мая все утрясется, будут заключены агентские договора, выработаны алгоритмы взаимодействия, и этот сезон мы неплохо поработаем», — сказал Мифтахов.
Первый рейс судно совершило 1 мая, но из-за поломки дальнейшие маршруты пришлось отложить. Возобновить поездки планируют 17 мая.
Рейсы будут осуществляться 3 раза в неделю: каждую пятницу субботу и воскресенье. По расписанию «Метеор» должен отправляться в путь в 7 часов утра, а прибывать в Ульяновск в 11:00. Однако сейчас рассматривается возможность перенести рейс на час позже.
Стоянка в Ульяновске — 3 часа, но Иванов попросил речников увеличить время еще на 1 час, чтобы туристы успевали посмотреть местные достопримечательности. Лизалин пообещал проработать этот вопрос.
Первый рейс в Чувашию состоится 17 мая — в этом месяце «Метеоры» будут курсировать между городами каждую пятницу, субботу и воскресенье. Далее маршруты будут совершаться ежедневно, за исключением понедельника, вплоть до 31 августа.
«Метеор» будет отплывать из Казани в 7 часов утра, прибывать в Чебоксары в 11 часов. После четырехчасовой стоянки он будет отправляться в Казань, прибывая в столицу Татарстана в 18:00.
По этому маршруту также ходят два «Валдая». Первый рейс из Чебоксар в Казани отправится с 1 июля до 5 сентября. Еще одно судно из Чебоксар хотят отправлять в Свияжск.
Туроператоры задались вопросом, как сделать так, чтобы «Валдай», прибывающий в Казань из Чебоксар, не стоял в порту 4 часа, а за это время отвозили бы туристов в Свияжск. Оказалось, что такой возможности нет: финансирование идет из разных бюджетов, и Чебоксары не могут за свой счет катать татарстанцев.
9 мая в Нижнем Новгороде стартует навигация «Метеора 120Р», который свяжет между собой Козьмодемьянск, Чебоксары, Казань и Ульяновск. Пока планируется выполнять рейсы по выходным, в конце мая к ним добавится рейс в будни.
«Рассчитываем, что летом „Метеоры“ будут ходить по этому маршруту уже 3 раза в неделю», — сказал глава Нижегородской области Глеб Никитин.
Планы связать Казань с Нижним Новгородом и Ульяновском есть и у татарстанского АО «Флот РТ». В Нижегородскую область с 1 июля начнет ходить единственное круизное судно «Павел Миронов».
Делиться прогнозами о том, сколько туристов планируют перевезти по рекам в ближайший сезон, Мифтахов не стал — «цыплят по осени считают».
«А если будет дождливое лето? Это как Новый год. Были холода — турагентства недополучили 30% туристов. Даже морозы влияют. Поэтому давать прогнозы — неблагодарное дело», — сказал он.
При этом Мифтахов надеется, что в ближайшее время количество речных направлений увеличится, и пассажиропоток вырастет за счет возможности путешествий по воде.
«Между автобусом и речкой люди выберут передвижение по речке», — заключил эксперт.
По мнению Ольги Борисовой, доцента кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ, перевозка пассажиров по воде во многих городах по стоимости в два и более раза дороже, чем автотранспортом.
Например, в Ярославле она пользуется большим спросом у населения, поскольку позволяет существенно экономить время, добираясь до определенных населенных пунктов.
«Цены на туристические маршруты отличны от цен на обычные перевозки, разница достигает 10 раз. Они пользуются спросом не регулярно. Спрос на них определяется популярностью города у туристов, метеоусловиями, сезонностью и другими вещами», — пояснила Борисова.
Пока что стоимость билета на путешествие из Татарстана «плавающая». В мае она составит 1 тысячу рублей по маршруту Казань — Ульяновск и 700 рублей по маршруту Казань — Чебоксары. В какую сторону цена «поплывет» летом — пока неизвестно. Да и смогут ли татарстанские суда бесперебойно отработать сезон навигации, или придется надеяться на флот соседних регионов, покажет время.