Posted 14 октября 2019,, 09:24

Published 14 октября 2019,, 09:24

Modified 17 сентября 2022,, 16:28

Updated 17 сентября 2022,, 16:28

Почему казанские чиновники имеют машины, но заставляют горожан от них отказаться

14 октября 2019, 09:24
Власти Казани неоднократно заявляли о необходимости сокращения числа автомобилей в столице Татарстана. Сами городские чиновники не спешат расставаться с личным транспортом, к тому же имея служебные машины.

В интервью с мэром Казани Ильсуром Метшиным журналист Алексей Венедиктов сообщил, что градоначальника Москвы Сергея Собянина считают противником личного транспорта и попросил главу столицы Татарстана высказать свое мнение на этот счет. «Я его абсолютно в этом поддерживаю», - сказал Метшин.

Мэр Казани заявил, что сейчас в городе 438 тысяч машин. На пресс-конференции, посвященной новому генплану столицы Татарстана, представители исполкома озвучили другие цифры: по их данным, в городе находятся 340 тысяч автомобилей. Новый градостроительный документ предполагает увеличение их числа приблизительно до 619 тысяч.

Власти Казани неоднократно заявляли, что намерены сократить число автомобилей в городе. В 2018 году в исполкоме сообщили, что если уровень автомобилизации будет расти, то к 2025 году Казань встанет в 9-балльных пробках. В рамках этой работы в городе появились платные муниципальные и перехватывающие парковки, последние так и не стали популярными. Не раз звучали идеи об ограничении въезда в центр столицы Татарстана.

«Первый пример, который приходит в голову, когда мы говорим о платном въезде в центр города или о сокращении количества автомобилей в центре города, - это Лондон. Там въезд в центр города платный. И, естественно, нынешний премьер-министр Борис Джонсон, будучи еще мэром Лондона, демонстративно ездил на работу на велосипеде, что делают очень многие чиновники Британские», - заявил Inkazan автоэксперт Максим Ракитин.

По его словам, то же самое происходит в некоторых скандинавских странах. В Дании, например, на велосипеде передвигаются члены королевской семьи, пропагандируя заботу об экологии. Именно вопросы экологии, а также желание сделать город «европейским» казанские власти ставят на первое место, говоря об отказе от личных автомобилей. Впрочем, склонить людей к выбору общественного транспорта можно было бы личным примером.

Однако чиновники казанской мэрии не спешат отказываться от собственных машин. Согласно декларации о доходах Метшина, он владеет тремя автомобилями отечественного производства. Его супруга предпочитает передвигаться на Volkswagen. Вице-мэр Евгения Лодвигова ездит на Nissan Murano, ее муж – на Opel Insignia. Ее коллега Людмила Андреева машин не зарегистрировала, ее супруг владеет «Ладой».

Впрочем, отсутствие у муниципальных чиновников личных автомобилей не говорит о том, что они передвигаются на общественном транспорте – для того, чтобы помочь им в их работе, есть служебные автомобили. «За счет использования личного транспорта мы экономим свое рабочее время. Конечно, можно пересесть в общественный транспорт, но функции, задачи и ответственность у нас другие», - объяснял еще глава ГИБДД Татарстана Рифкат Минниханов, в интервью «Бизнес Online». Он был одним из ярых сторонников отказа жителей Казани от личных автомобилей.

Казанцам предложили пересесть на общественный транспорт, однако сделать его более популярным среди жителей и комфортным у города не получается. «Нужно будет обеспечивать людям, во-первых, доступность этих автобусов, троллейбусов, трамваев, метро - чего угодно. Чтобы, выходя из дома, я мог в шаговой доступности сесть на автобус, и он с одной-двумя пересадками довезет меня докуда угодно», - сказал Ракитин.

В 2018 году исполком Казани заявил, что у столицы Татарстана нет денег на внедрение разработанной за 25 млн рублей новой транспортной схемы. Вторая линия метрополитена строится медленно, а проект наземного метро до сих пор остается в планах. Решением проблемы с пробками должно стать строительство новых дорог и развязок.

В то же время глава исполкома Казани Денис Калинкин зарегистрировал два мотоцикла и Mercedes-benz. Среди его заместителей у Азата Нигматзянова есть два автомобиля на семью. Игорь Куляжев и Рустем Гафаров, согласно декларациям, личным транспортом не пользуются, а их жены ездят на BMW X3 и Lexus NX200 соответственно. Радик Шафигуллин, Ильдар Шакиров и Евгений Варакин предпочитают Audi Q3 и BMW, машины нет только у Искандера Гиниятуллина.

«Возможно, к 50-му году мы откажемся от легковых автомобилей, если будут удобные системы метробусов, метрополитена, трамваев, возможно, и такой автомобилизации не будет. А, может быть, будут летать на летательных аппаратах», – заявлял глава комитета по транспорту исполкома Казани Айдар Абдулхаков. Согласно его декларации о доходах, у чиновника нет личного автомобиля, а его жена передвигается на Mercedez-Benz.

Идея перемещения транспортных потоков в небо близка городским властям. «Будет практика, когда мы по воздуху будем летать», - заявил Метшин в интервью. Там же он сообщил, что поддерживает работу в части сокращения числа машин в городе. Действительно, дороги-дублеры в труднодоступные для транспорта районы до сих пор не построены, а стоимость парковки в центре города растет. Но это не заставляет людей отказываться от личных автомобилей.

Горожане борются с нововведениями, закрывая госномера на муниципальной парковке, а значит, не оплачивая стоянку. «Это российский менталитет: почему я сегодня должен платить за то, за что я вчера не платил? Когда мы говорим, что хотим инфраструктуру города улучшать, чтобы у нас строились новые дома, детские сады и поликлиники, мы говорим «давайте денег». Когда вам говорят «дайте денег», вы их не даете», - объяснил Ракитин.

По его словам, в Москве люди привыкли платить за парковку: в городе есть пешие инспекторы, которые выписывают штрафы и срывают бумажки, закрывающие номера. Если у автомобиля скручены госзнаки, его увозят с парковки. По российскому законодательству авто без номеров может быть эвакуировано как представляющее собой террористическую опасность, сказал эксперт.

Ракитин считает, что люди не хотят платить и потому, что не знают, куда направляются выплаченные ими деньги. «Если власти города не будут максимально честны с жителями по поводу того, куда уходят их деньги, такая проблема будет возникать всегда. Все это будет продолжаться до того момента, пока власть не научится с нами разговаривать на понятном и откровенном языке», - сказал эксперт.