Posted 16 июля 2019, 13:45

Published 16 июля 2019, 13:45

Modified 20 августа, 15:27

Updated 20 августа, 15:27

Заборов много не бывает: кто и зачем заключил Казань в клетку ограждений

Заборов много не бывает: кто и зачем заключил Казань в клетку ограждений

16 июля 2019, 13:45
Фото: Inkazan.
Казань стремительно прирастает заборами вдоль дорог, и в этом году планируется установить еще 34 км ограждений. Это вызывает возмущение и пешеходов, и автомобилистов. Inkazan выяснил, кто и зачем устанавливает заборы, и почему горожане считают их опасными.

«Безопасные и качественные дороги»

Первый этап национального проекта «Безопасные и качественные дороги» начался в 2016-м и завершился в 2018 году, охватив Казанскую и Набережночелнинскую агломерации. Объем финансирования составил 6,7 млрд рублей. В 2019 году стартовал второй этап, в который войдет Нижнекамская агломерация. На его реализацию направят 5 млрд рублей. Она завершится в 2025 году. К этому времени на дорогах должна существенно снизиться смертность и аварийность.

Помимо ремонта дорог и тротуаров, установки дорожных знаков и светофоров, программа предполагает установку ограждений безопасности. В феврале и ноябре 2017 года в столице Татарстана прошли общественные обсуждения региональной подпрограммы «Развитие транспортной системы РТ». Тогда против монтажа заборов никто не высказался.

Сегодня ограждения вдоль проезжей части вызывают возмущение казанцев и гостей города: люди жалуются на уродство и небезопасность данных конструкций. В пресс-службе мэрии Казани Inkazan, напротив, сообщили, что установка заборов осуществляется в рамках ГОСТов в местах концентрации ДТП. На сегодня определено 108 таких мест, в рамках которых поставят 34 км ограждений. Все они, добавили в мэрии, соответствуют определенному стандарту.

Заказчиком работ является ГКУ «Главтатдортранс» при минтрансе РТ. Тендер на «выполнение работ по замене ограждений безопасности в Казани» стоимостью более 35 млн рублей объявлен на сайте госзакупок в сентябре прошлого года. Победителем конкурса стала СК «Казаньдорстрой», снизив цену до 34,9 млн рублей.

С конца апреля по начало мая этого года организация опубликовала 21 тендер, победителями в которых примерно в равных долях стали компании «Волгадорстрой», «Волга-автодор», «Алексеевскодорстрой» и «Каздорстрой». В документации к аукционам прописана необходимость установки ограждений, однако где компании закупают заборы — остается загадкой.

«Не город, а один сплошной забор»

«Городские власти окончательно поехали головой со своей заборной паранойей. По улице Жуковского была зебра со светофором через улицу Большая Красная. Теперь в припадке заборной истерии закрыли и его. Это, получается, надо обходить через площадь Свободы или Гоголя. Что у чиновников в голове? Не город, а один сплошной забор», — написал пользователь группы «Подслушано в Казани» «ВКонтакте».

Подобные сообщения в соцсетях появляются еженедельно. Фарид Ахметов на своей странице Fecebook написал, что столица Татарстана может служить «примером освоения бюджетов». Он сообщил, что ограждения установили вдоль зеленой зоны, где расположена колонка, к которой местные жители ходят за водой. При этом знак пешеходного перехода не обеспечивает безопасность людей, которые неожиданно для водителя появляются из-за деревьев и забора.

Telegram-канал «Татарский строитель» написал, что «мания навтыкать заборы повсюду создает реальную опасность для жизни пешеходов». В качестве примера приведен перекресток улиц Кремлевская и Астрономическая, где убрали привычный горожанам переход по правой стороне Кремлевской, оградив проезжую часть забором. Однако людей это не останавливает: они обходят препятствие по дороге, создавая аварийную ситуацию.

«Наши чиновники пока не способны осознать, что заборы и ограничения для пешеходов, у которых приоритет в движении, не мешают им передвигаться так, как удобно. Задача чиновников заключается не в ограничении движения как взбредет им в головы, а в создании безопасного движения исходя из удобства для передвижения пешеходов в первую очередь. Эти же чиновники ездят на отдых в Европу и там восторгаются прекрасной пешеходной инфраструктурой, но в своей стране плодят уродливые загоны, наплевав на здравый смысл и безопасность», — написал канал.

По словам депутата Казгордумы Алексея Серова, ограждения должны вписываться в окружающую архитектурную среду: для центра города это должен быть один вид заборов, для жилых районов — другой. Он считает, что установка заборов необходима как защита от выбегающих на дорогу пешеходов. Депутат Госсовета РТ Рафил Нугуманов заявил, что «ограждения дороги — это всегда хорошо», однако если это не удобно для народа, то устанавливать их не надо.

«Глупо совмещать заборы с парковками»

На заборы в одной из статей, посвященных столице Татарстана, обратил внимание урбанист Илья Варламов. «Как мы знаем, заборов много не бывает. Все дороги зачем-то отделены заборами. Зачем они здесь? Особенно глупо совмещать заборы с парковками. Как человеку, который припарковался, попасть на тротуар? Идти по проезжей части? Что за глупость вообще?», — написал он.

Казанцы уверены, что ограждения небезопасны не только для пешеходов, но и для водителей. Заборы устанавливаются вдоль платных муниципальных парковок: припарковавшиеся водители не могут сразу попасть на тротуар. Им, в том числе с маленькими детьми, приходится обходить машину по проезжей части. Зачастую они даже не могут выйти из автомобиля со стороны тротуара — двери не открываются из-за забора.

П. 10 ст. 12 ФЗ №444 гласит «Установка ограждений и иных конструкций, препятствующих использованию парковок общего пользования, за исключением платных парковок, не допускается». Логично было бы посудить, что речь идет о допустимости установки шлагбаумов, которые будут препятствовать бесплатному использованию парковки. А не о том, чтобы сделать парковки небезопасными.

Inkazan спросил у пресс-службы мэрии Казани, почему было принято решение оградить выход с муниципальных парковок на тротуары. А также кто оценивал безопасность водителей и пассажиров и будет ли исправлена ситуация. В ответ городская администрация сообщила о существующих ГОСТах и планах установить еще 34 км ограждений.

По словам представителя Федерации автомобилистов России (ФАР) Дмитрия Золотова, от парковки обязательно должен быть выход до любого учреждения. «ГОСТ подразумевает вдоль обочины устанавливать их, но это не говорит, что надо повально, везде, на каждом шагу устанавливать. Это полный бред: давайте тогда бетонные заборы поставим, и все», — сказал эксперт.

«Это просто отмывка денег»

Это проблема не только Казани, но и других городов, участвующих в нацпроекте. Автор проекта «Челябинский урбанист» Лев Владов заявляет, что они «бесполезны и снижают безопасность на дороге, разлетаясь при ДТП как шрапнель». Аналогичное мнение выражают казанцы в соцсетях.

Рано утром 2 июня на улице Лево-Булачной BMW X5, на огромной скорости протаранил установленные ограждения и опоры освещения. Стоимость снесенных ограждений, разлетевшихся как щепки, оценили в 106 тысяч рублей. В конце июня автомобиль вылетел на тротуар близ станции метро «Суконная слобода». Установленный на этом участке забор не стал препятствием для машины — она лишь получила повреждения, раскидав ограду по округе.

«Эти все осколки и кусочки разлетаются как шипы, и они могут еще больше вреда нанести. Об машину ты стукнешься — и все, а эти шипы просто проткнут тебя насквозь, если машина полетит, а ты просто пройдешь мимо», — сказал Золотов. Он добавил, что нежелательно ставить заборы на магистралях, вдоль которых не интенсивен поток пешеходов: при столкновении с оградой она может разрезать машину и проткнуть водителя.

«Это просто отмывка денег. Люди, кто сел на госконтракт, они зарабатывают. Если забор не меняют, а производство уже купили и начали делать, им нужно либо их ломать, либо восстанавливать, либо новые устанавливать», — заявил Золотов. По его словам, сегодня происходит большое число ДТП, в которых ограждения получают незначительные повреждения, однако эти секции заменяют не за счет виновника аварии, а за счет налогоплательщиков.

Так или иначе, заборы в скором времени заменят. Согласно документации одного из тендеров, срок их службы — 5 лет. Золотов в беседе с корреспондентом Inkazan назвал его «смешным» и предложил в таком случае ставить чугунную ограду, которая служит до 20 лет.

Казанцы в соцсетях призвали обратить внимание на качество установки забора у здания ресторана «Парус» на набережной Казанки. Возмущение граждан вызывает перекрытие заборами выходов с тротуаров на проезжую часть и то, что уже установленные ограды заменяют на новые, «более красивые, блестящие».

Подпишитесь