Posted 20 ноября 2018, 09:24
Published 20 ноября 2018, 09:24
Modified 20 августа, 15:00
Updated 20 августа, 15:00
В первую очередь представители бизнеса отметили проблемы с получением кредита. Так, предприниматель Айдар Вафин, занимающийся поставкой стройматериалов, пожаловался на требования от банков предоставить больше залога и поручителей. При этом у бизнесмена положительная кредитная история. По мнению Вафина, банку выгоднее работать на срочных финансовых рынках, чем заниматься предпринимателями. Также среди проблем он назвал бюрократию и высокую процентную ставку. «Им нужно все отдать, чтобы что-то получить», — сокрушается предприниматель.
Проблемы с получением кредита на бизнес возникли и у Рената Агеева, занимающегося оптовой продажей цветов. По его словам, кредитовавший его ранее банк закрылся, после чего испортилась кредитная история. Новые займы получить не удается.
Тему рефинансирования потребительского кредита для получения инвестиций подняла Марина Андреева, владеющая производством в индустрии красоты. В новой выдаче денег банки отказывают из-за потребкредита.
Были на встрече и представители бизнеса с многомиллионным оборотом. Так, представитель «Чистопольского часового завода «Восток» в качестве основной проблемы предприятия назвал отсутствие ввозных таможенных пошлин на его продукцию. Кроме того, не удается получить финансирование на модернизацию из-за специфичности оборудования. Банки опасаются, что не смогут реализовать технику в случае банкротства завода.
Мысль о том, что банкам неинтересно среднее и малое предпринимательство (МСП) с кредитами до 3 млн рублей, подтвердил и президент гильдии риэлторов РТ Андрей Савельев. По его словам, эксперимент с тайным клиентом показал это. В одном случае специалист финансовой организации даже не вышел к предпринимателю для беседы.
Со стороны банков последовали слова о продуктах, которые позволяют упростить получение кредита. Например, представитель «Тинькофф» заявил, что у них для МСП построили «целую экосистему продуктов» для данной категории, все операции можно проводить через интернет-сервисы.
Заместитель председателя Волго-Вятского банка Сбербанка России Рушан Сахбиев подтвердил, что системы кредитования несовершенны. Процент одобрения для малого бизнеса составляет 40-60%. Поэтому банк переходит на смарт-кредиты, когда у заемщика не берут документы, а требуется только его согласие на обработку данных. Доля таких сделок составляет 10% от общего объема, добавил Сахбиев.
При этом, по его словам, наблюдается обратная ситуация: из-за конкуренции между банками предприниматели часто сами отказываются от кредита.
Далее участники совета заслушали позицию властей. Министр экономики Фарид Абдулганиев рассказал, что у предпринимателей к госоргану отношение как к фискальному органу. Более того, представители МСП приходят с неподготовленным пакетом документов. Еще часто у них нет залога для получения кредита. Абдулганиев отметил, что министерство разработало ряд мер для решения этих проблем. В республике действует Дом предпринимателя, куда вынесены все службы, работающие с бизнесом. Запустили проект «Единый центр кредитования», этот сайт предоставляет всю информацию. Через него оформлено уже кредитов на 200 млн рублей. Те, у кого нет залога, могут получить поручительство Гарантийного фонда со ставкой 0,5% годовых.
К диалогу присоединился мэр Казани Ильсур Метшин. Он подтвердил, что тест с тайным клиентом продемонстрировал нежелание финансовых организаций работать с малым бизнесом. Однако это не только вина банка, полагает градоначальник. Банкиры пожаловались, что 50% отказов случается из-за некачественной подготовки документов, непрозрачной отчётности, отсутствия залога. А квартиры в качестве такового не желают принимать, опасаясь, что потом придется «семью с детьми оттуда выселять», пояснил мэр. Он предложил бизнесу и властям почаще встречаться для обсуждения таких вопросов.
В Казани действует программа кредитования малого и среднего бизнеса, однако в 2017 году из-за завышенных требований ПАО «Татсоцбанк», оператора проекта, предприниматели почти перестали ею пользоваться. Тогда было выбрано сразу несколько новых операторов: «Энергобанк», «Сбербанк», «Банк Казани» и «Автоградбанк».
Глава Татарстана Рустам Минниханов заявил, что, с одной стороны, систему кредитования следует упростить, а государство могло бы взять на себя часть рисков, так как предприниматель рискует чем-то своим.
«Если у государства не будет интереса поддерживать эту категорию, не будет инструментов, все эти наши разговоры, что появится новый предприниматель... Он откуда появится? Нам же из Америки их не пришлют. Наоборот, много талантливых наших уезжает за границу. Поэтому надо создавать возможности», — считает глава РТ.
Но, с другой стороны, банки ограничены Центробанком. По словам Минниханова, организации тоже несут ответственность, а иногда у предпринимателя «ничего, кроме хороших идей и трех листков бизнес-плана, нет».
«Надо местами людей поменять. Сегодня он пришел за деньгами, завтра надо посадить его туда, где он будет выдавать кредиты», — сказал он.
Оглашенные проблемы примут во внимание. Минниханов добавил, что многие из них можно решить в регионе, но власти республики будут поднимать их и на федеральном уровне.