Posted 26 июля 2019,, 12:45

Published 26 июля 2019,, 12:45

Modified 17 сентября 2022,, 16:15

Updated 17 сентября 2022,, 16:15

Минсельхоз РТ: «Многие говорят: "А где наши на полках?" Надо уметь туда заходить»

Минсельхоз РТ: «Многие говорят: "А где наши на полках?" Надо уметь туда заходить»

26 июля 2019, 12:45
Фото: 1Mi
Татарстанские производители, преодолев проблемы прошлых лет, начали входить в крупные федеральные торговые сети. Но в РТ все еще не могут наладить полноценную работу фермерских уголков. Все упирается в объемы и постоянство поставок. Тему обсудили на совещании X5 Retail Group, корпорации МСП с сельхозкооперативами.

Представительница казанского кооператива «Центральный» предложила внедрить в Татарстане тот же опыт, что и в Нижнем Новгороде, и организовать внутри магазинов фермерские уголки.

«Мы как оператор собираем товары у своих сельхозпроизводителей. Понятно, что небольшие объемы, чтобы на федеральный уровень выйти. В дальнейшем, если продукция будет хорошо продаваться, они могут выйти на федеральный уровень, могут переходить на условиях аренды площади внутри торгового зала», — обратилась она к представителю X5 Retail Group, главе направления по работе с госорганами власти макрорегиона «Волга» сети «Пятерочка» Тимуру Баймуллину.

Замминистра сельского хозяйства и продовольствия РТ Ришат Хабипов поддержал предложение и заявил, что делегация из Татарстана готова выехать и изучить передовой опыт в Нижнем Новгороде. Однако пока попытки сделать фермерские уголки не увенчались успехом.

«Неплохо было бы у себя такие торговые точки заиметь. Мы в «Бахетле» пробовали фермерскую лавку делать. Пробовали в агропромпарке фермерскую группу делать. К сожалению, они недолго существовали. Причины разные, но все упирается в постоянство – объемы, качество нужны. Мы надеемся, что кооператив сельхозпроизводителей как раз эту работу будет продолжать», — сказал замминистра.

Высказались и сами сельхозпроизводители. Так, Рамиль Яруллин, вместе с партнерами организовавший производство чаев под брендом «Фабрика здоровых продуктов» в Лаишевском районе, рассказал, что им пришлось искать выход на федеральные сети из-за проблем с региональными.

«Региональные сети платят плохо. Поэтому у нас копилась дебиторка, и перспективы были довольно туманные. Потому что мы фактически на наши деньги покупали продукцию, сырье, упаковку, отдавали в сети. И сети вместо положенных 40 дней платили иногда по полгода», — пожаловался Яруллин.

По его словам, ситуация изменилась после начала продаж чаев в федеральных сетях, объемы производства увеличились в разы, а продукцию теперь можно встретить не только в магазинах Татарстана.

Хабипов посоветовал Яруллину рекламировать «этот путь и нашим мясникам, и молочникам, и кооперативам». «Многие же говорят про татарстанскую продукцию: «А где наши на полках?» Значит надо уметь туда заходить, так ведь?» — добавил чиновник.

Но попасть на полки «Пятерочки» не так уж легко. Генеральный директор ООО «Камамбер» из Камско-Устьинского района Алмаз Насыров заявил, что сыры с благородной белой плесенью производятся объемом 5 тонн в месяц. Продукцию можно увидеть на полках казанских магазинов «Бахетле», «Эдельвейс», «Лента», «Ашан». Но этого недостаточно: площади предприятия задействованы на 50%, 450 тысяч рублей в месяц, которые получают с продаж, покрывают только содержание завода и зарплаты. «Прибыль не видим», — посетовал Насыров, попросив представителя X5 Retail Group дать возможность поставлять сыры в эту сеть.

Но вопрос вновь уперся в объемы.

— На какой объем можете выйти? — спросил Баймуллин.

— 15 тонн готовой продукции — ответил Насыров.

— В день, да?

— Нет, в месяц. Наш продукт не каждодневный.

На это Баймуллин подтвердил, что продукт уникальный.

В 2017 году в магазинах Татарстана снизилась доля местной продукции. Дело в том, что большую часть сельхозпродукции производили фермеры-владельцы небольших частных хозяйств. Те в свою очередь жаловались, что их не пускают в торговые сети. В результате тогда толчок в развитии получили сельхозярмарки, где фермеры, некогда чуть ли не загоняемые на эти мероприятия, сбывали свою продукцию. Торговые сети предлагали маленьким хозяйствам работать через кооперативы.

"