Российский рынок беспилотников оценили в 10 млрд рублей

Российский рынок беспилотников оценили в 10 млрд рублей

30 мая 2018, 13:05
Экономика
Photo: gospress.ru
Как сообщает программа «Бизнес вектор», официальной информации по объему рынка беспилотных летательных аппаратов пока нет. По мнению участников, он не превышает 10 млрд рублей в год. Жители РФ покупают легких дронов примерно на 1 млрд рублей. Из них 2/3 приходится на китайскую продукцию.

«Рынок изменился кардинально. За последние два года если посмотреть, у нас количество исследуемых объектов: если брать там квадратные километры лесов и земельных участков, протяжённость газо- и нефтепроводов - увеличилось в десять раз. В восемь раз увеличилось количество разрешений на полёты», - отметил глава ТПП Сергей Катырин в интервью «Бизнес вектор».

В Татарстане коптеры плотно вошли в повседневную жизнь. Их используют в своей работе различные ведомства: МЧС для надзора, среди прочего, за рыбаками и паводковой обстановкой, Росреестр – за земельными участками и так далее. Постоянно поступают сведения о новых разработках.

В 2016 году стало известно, что «ОКБ Авиарешения» разработала демонстративный образец беспилотника, предназначенного для опыления полей пестицидами и фунгицидами. Первые опытные испытания должны были пройти на территории республики в 2017 году.

При взлетной массе 450 килограммов беспилотный аппарат способен поднять 200 килограммов химического раствора. Предположительно, беспилотник сможет обработать 250 гектаров площади за одну рабочую смену. Аппарат полностью автономен, имеет высокую точность внесения – отклонение от маршрута составляет не более 15 сантиметров. Однако о результатах тестирования аппарата, планах по вводу в эксплуатацию информации не поступало.

В августе 2017 года появилась информация, что в Казани разработали беспилотную авиагрузовую платформу вертикального взлета и посадки. СМИ сообщали о 3 ее модификациях: для обработки полей с воздуха, для логистики грузов в труднодоступных регионах и для тушения пожаров и обработки лесов средствами защиты.

Сообщалось, что грузоподъемность платформы на данный момент составляет 250 килограммов. Дальность полета - 350 километров, длительность - восьми часов. Размер платформы — 5,2 х 2,2 метра, такой, что она помещается в стандартный грузовой контейнер и готовится к полету за 10 минут.

Все операции данного беспилотника полностью автоматизированы, а полетное задание защищено криптографической подписью и утверждается в центральном диспетчерском центре. Что, в свою очередь, исключает его запуск в потенциально опасных зонах и направлениях.

3 апреля появилась информация, что в Иннополисе разработали и протестировали беспилотник для доставки продуктов питания и почтовых грузов. Летательный аппарат может разгоняться до 130 км/ч и преодолевать расстояние до 150 километров. Во время испытания скорость дрона составила 65 км/ч на высоте 500 метров. Его опробовали над специальной территорией, а общая дальность полета была 76 километров. Разработчики предположили, что беспилотник сможет доставлять посылки из логистического центра «Почты России» в Лаишевском районе Татарстана до отделения в ИТ-городке.

Сообщалось, что в университете Иннополис разрабатывают систему управления с искусственным интеллектом. Предполагается, что она будет корректировать траекторию движения и определять местоположение в реальном времени. Это позволит аппарату избегать препятствий на пути.

«Бизнес вектор» со ссылкой на Ассоциацию эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем сообщает, что на рынке гражданских услуг 80% приходится на картографию и анализ протяженных объектов. 2% - у сельского хозяйства. Но к 2020 году эта сфера и доставка грузов выйдут на ведущие позиции. Нынешним лидерам останется 15% рынка.

Однако наиболее серьёзная работа в Татарстане ведется по созданию тяжелых беспилотников. С 2011 года казанское предприятие ОКБ им.Симонова разрабатывает тяжёлый беспилотник "Альтаир".

"Спарк-Интерфакс" сообщает, что организация существует с 1959 года. Тогда было зарегистрировано государственное союзное опытно-конструкторское бюро спортивной авиации Госкомитета совета министров СССР по авиатехнике. В 2010 году предприятие перестало быть государственным, став ОАО. С 1982 до 2014 года бюро называлось "Сокол". Затем его назвали в честь Симонова. Последняя реорганизация была в феврале 2016-го. Тогда из непубличного ОКБ стало просто акционерным обществом.

Головной компанией ОКБ в картотеке значится обанкротившийся "Татфондбанк". "Спарк-Интерфакс" в структуре собственников обозначает АО "Сокол-Инвест", которую напрямую владеет 94,61% акций, и ТФБ, которое владеет тем же процентом, но косвенно.

Сумма госконтракта с минобороны составила один миллиард рублей. Масса машины составляет 5,5 тонн, продолжительность полета – более двух суток, а дальность – 10 тысяч км. Однако в 2017 году "Ведомости" написали, что проект подорожал. Издание ссылалось на собеседников в руководстве "Ростеха". Они заявили, что к тому моменту в беспилотник уже вложили около 2 млрд.

Летом 2016 года пресс-служба кабмина Татарстана сообщила, что в небо поднялся прототип разработанного в ОКБ тяжелого беспилотного аппарата. По всему выходило, что это и есть "Альтаир". Тогда заявлялось, что серийное производство этого аппарата начнется в 2018 году. "Ведомости", написав об удорожании проекта, со ссылкой на своих собеседников уже указали 2020 год.

Согласно финансовой отчётности, дела у ОКБ Симонова идут неплохо. По итогам прошлого года чистая прибыль составила 19,5 млн рублей, тогда как годом ранее этот показатель был 14,9 миллионов.

В апреле гендиректора бюро Александра Гомзина арестовали по подозрению в превышении полномочий и мошенничестве. Сам Гомзин утверждал, что уголовное дело стало результатом попытки рейдерского захвата предприятия. В мае суд постановил отпустить Гомзина из СИЗО. Сказались ли эти события на проекте «Альтаир», пока неизвестно.

«Есть дорожная карта, утверждённая правительством, и по которой сейчас будет совершенствование процедур, в том числе в законодательном плане. К лету 2019 года, я полагаю, что будет вопрос решён по упрощению режима секретности, по упрощению процедур получения разрешения на полёты, сроков получения, сроки, на которые даётся это разрешения», - сказал в интервью «Бизнес вектор» Катырин.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter