Posted 8 ноября 2017,, 14:24

Published 8 ноября 2017,, 14:24

Modified 11 сентября 2022,, 08:40

Updated 11 сентября 2022,, 08:40

Ситуация остается напряженной – правозащитники о пытках в отделах полиции

8 ноября 2017, 14:24
Правозащитники Татарстана не разделяют оптимизма главы МВД по РТ Артема Хохорина, заявившего сегодня, что проблема пыток в отношении задержанных в отделах полиции решена и «всё закончилось». Об этом заявили опрошенные Inkazan представители общественных организаций.

Председатель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов заявил корреспонденту Inkazan, что несмотря на новшества в отделах полиции, вопрос с пытками в ОП считать решенным нельзя.

«То, что сделано Артемом Хохориным в этом плане за последнее время нельзя недооценивать. Очень много было сделано, чтобы нивелировать последствия «Дальнего» и чтобы избежать этой позорной славы для Татарстана, как места где пытают. Но, к сожалению, считать, что с пытками покончено раз и навсегда нельзя. Сейчас идет судебный процесс по отделу «Юдино», где полицейских обвиняют в пытках «ласточкой». Это было еще до «Дальнего», но до суда дело дошло только сейчас.

Также есть новое дело по Нижнекамску, где молодой человек, запытанный в отделе УВД записал видеоролик и покончил с собой. Это дело создало определенную волну, и стали выявлять еще случаи, когда применялось насилие к задержанным. Это никуда не ушло. Это есть, но, конечно, не в таком объеме, как было раньше», - рассказал Шолохов.

Шолохов отметил, несмотря на видеокамеры в отделах полиции и дежурных частях, люди сталкиваются с полицейским произволом.

«Еще в бытность Асгата Сафарова видеокамеры рассматривали, как панацею от пыток. Но не тут-то было. Были случаи, когда задержанного отводили туда, где не было камеры, и там причиняли тяжкий вред здоровью. Были также случаи, когда при изъятии записей с камер, нужное время или нужное действие пропадало или не записывалось. Как говорил Райкин, всё можно подкрутить. Окончательной панацеи я в этом не вижу. Движение есть. Оно позитивное, и оно заслуживает положительной оценки», - сказал он.

Руководитель международной правозащитной организации «Агора» Павел Чиков сообщил Inkazan, что непримиримой позиции МВД и работы следственного комитета «недостаточно для того, чтобы поток фактов насилия в полиции сократился или существенно снизился».

По его словам, число уголовных дел, связанных с пытками и полицейским произволом не снижается, ситуация остается напряженной.

«Делается действительно много, и когда Хохорин говорит о непримиримой позиции по отношению к насилию в полиции – он говорит правду потому, что позиция министерства в последние пять с половиной лет именно такая. При этом сам министр говорит, что работа ведется, а это означает, что есть с чем работать. Все эти пять с половиной лет следственный комитет возбуждает дела о насилии со стороны полицейских сотнями. Число таких дел не снижается, число жалоб не снижается. Это означает, что непримиримой позиции министерства и работы следственного комитета недостаточно для того, чтобы поток фактов насилия в полиции сократился или существенно снизился. Нет никаких сомнений, что история из Нижнекамска демонстрирует снижение этой хватки. Речь идет о четырех-пяти эпизодах, и новые обращения на действия полицейских продолжают поступать», - зЗаявил Чиков.

В Казани сегодня открыли новое административное здание отдела полиции №9 «Сафиуллина», ранее известного, как ОП «Дальний». Именно в нем в 2012 году произошло самое громкое дело, связанное с пытками в полиции.

В церемонии открытия приняли участие глава РТ Рустам Минниханов, министр внутренних дел по РТ Хохорин. Гостей встречал оркестр МВД.

Минниханов пожелал личному составу отдела полиции новых профессиональных успехов. Он вручил начальнику отдела Алексею Ершову медаль Республики Татарстан «За доблестный труд» и ключи от нового служебного автомобиля Ford Focus.

Хохорин в своем приветственном слове отметил, что раньше отдел полиции располагался в трех разных помещениях, и это, по его словам, не могло не сказываться на результатах работы.

«Свою историю новое здание отдела ведет с того момента, как решением Рустама Минниханова была выделена земля под строительство и средства на проект. После этого нас поддержала Москва и сегодня мы получили самый современный, оборудованный по последнему слову техники отдел полиции», - сказал министр.

После этого гости осмотрели помещения, в том числе дежурную часть, спецпомещения для задержанных, тир и комнату приема граждан.

Уже после завершения официальной части Хохорин заявил журналистам, что «”Дальнего” больше нет и позиция МВД по вопросам насилия в отделах полиции «принципиальная и непримиримая».

«Дальнего нет больше. Всё кончилось. Мы с этим боремся постоянно. Что бы там не говорили про Нижнекамск. С ситуацией в Нижнекамске разберутся следственные органы. Мы не можем комментировать. Это дело расследует следственный комитет. Внутренняя проверка еще не завершена, она идет параллельно с расследованием. Наша позиция принципиальная и непримиримая по вопросам всякого даже потенциального насилия. Говорить по Нижнекамску „да“ или „нет“ пока рано. Там может быть и да, может быть и нет. Будет „да“ — будут жесткие меры. „Нет“ — значит, обвинения с этих оперативников будут сняты», - заявил Хохорин.

В октябре этого года 19-летний житель Нижнекамска Ильназ Пиркин упал с крыши одного из домов на окраине города, предварительно позвонив девушке и родителям. На крыше родственники погибшего обнаружили телефон с видеообращением, где молодой человек рассказывает о пытках, с которыми столкнулся в местном отделении полиции. По версии следствия, 18-19 октября 2017 года трое полицейских в здании УМВД по Нижнекамску силой требовали от Пиркина признаться в совершении преступления.

Одно из самых громких дел, связанных с применением пыток в полиции Татарстана, произошло в 2012 году. Тогда задержанный житель Казани Сергей Назаров был изнасилован с помощью бутылки из-под шампанского в ОП "Дальний" (ныне ОП "Сафиуллина"). Приговор относительно участников событий был вынесен в июне 2014 года. На скамье подсудимых находились 14 человек, самый жесткий приговор - 15 лет колонии строгого режима. Остальные получили от 12 колонии строгого режима до двух лет колонии-поселения.

"