Posted 14 июня 2019, 11:21

Published 14 июня 2019, 11:21

Modified 17 сентября 2022, 16:08

Updated 17 сентября 2022, 16:08

А на следующий год они закроются: эксперты о «выживаемости» бизнеса в России

14 июня 2019, 11:21
По итогам 2018 года в Татарстане до пятилетнего юбилея дожили только 38,6% компаний, в России - 46,11%. Часть из фирм уходила от налогов, остальные прекратили деятельность из-за административного давления, заявили Inkazan эксперты, а чтобы изменить ситуацию, нужно «глобально менять систему» и госполитику.

Согласно данным исследования аудиторско-консалтинговой группы FinExpertiza, из 3,4 млн организаций, работавших в 2013 году, только 1,6 млн компаний перешагнули рубеж в пять лет. Председатель совета директоров группы Елена Трубникова заявила ТАСС, что при существующей экономической ситуации это хороший показатель для страны.

Аналитик ГК «Финам» Алексей Корнев заявил Inkazan, что сегодня в России велика доля государственного сектора: 70% внутреннего валового продукта (ВВП) приходится на предприятия с госучастием. Такие компании, например, «Сбербанк», «Газпром», «Аэрофлот», не закрываются. В представленном исследовании речь идет о малом и среднем бизнесе.

«И условия ведения бизнеса достаточно плохие сейчас. Они год от года ухудшаются, потому что огромное количество необоснованных проверок, ограничений, сложно получить кредиты, особенно начинающим компаниям. Каких-то льготных программ поддержки малого и среднего бизнеса на государственном уровне мало, а если они и есть, то в основном на региональном», — сказал он.

По его словам, Татарстан — один из благополучных регионов-участников исследования. Больше всего компаний, перешагнувших пятилетний рубеж работы, находится в Магаданской области — 65,4%. Следом идут Ленинградская область — 64,8% — и Ставропольский край — 63,3%. Корнев заявил Inkazan, что субъект-лидер в данном случае не показатель.

По словам аналитика, Магаданская область мало населена, поэтому там достаточно нескольким предприятиям держаться на плаву. Татарстан можно сравнивать с Ленинградской областью и Ставропольем, которые в последнее время показывают хорошие результаты за счет сельского хозяйства, реализации нацпроектов, строительства Крымского моста.

При этом худшие показатели, согласно результатам исследования, в Севастополе и Крыму — 7,8% и 10,7% соответственно. В Ингушетии работают только 36,7% компаний-долгожителей, в Москве — 38%, в Санкт-Петербурге — 40%. В эту же группу входит Татарстан. Глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) РТ Шамиль Агеев не увидел в этом «ничего страшного».

«А показатели немного ниже (общероссийских — Inkazan) — ничего страшного. У нас более активный регион, более активно все службы работают», — заявил он Inkazan. В России также растет доля убыточных предприятий — по итогам прошлого года их число достигло 27,4% от общего количества.

«А на следующий год они закроются: число убыточных предприятий означает на следующий год рост числа закрывшихся. Потому что в убыток компания работать не может», — заявил Корнев. По его словам, регионы могут оказывать адресную поддержку малому и среднему бизнесу: предоставить льготы и снизить давление со стороны контролирующих органов.

Татарстан не первый год говорит о необходимости уменьшения административного давления на бизнес. Эта тема поднимается на каждом заседании Совета по предпринимательству при главе РТ. В регионе работает бизнес-омбудсмен Тимур Нагуманов. В 2019 году Татарстан получил 1 млрд рублей на поддержку бизнеса.

Для сравнения: в Нижегородской области выделили всего 370 млн. Тем не менее, она обогнала республику в рейтинге регионов страны по вовлеченности работников в малый и средний бизнес, заняв шестое место. Татарстан — 11-е. Здесь бизнес, как и прежде, жалуется на административное давление, проверки и уголовное преследование.

Корнев напомнил, что в рамках исследования, проведенного в этом году Федеральной службой охраны (ФСО), более 69% экспертов заявили, что ведение бизнеса в России небезопасно. Тот же ответ дали 84,4% бизнесменов. Татарстан оказался на шестом месте антирейтинга по уголовному преследованию предпринимателей.

«Большинство бизнесменов больше всего боятся необоснованного преследования, иногда с целью отнять бизнес. Это уже открыто говорится: зачастую правоохранительные органы, пользуясь своими возможностями, либо в интересах какого-либо лица отнимают бизнес, либо они занимаются спором хозяйствующих субъектов, они имеют там личное знакомство», — сказал Корнев.

Эксперт заявил, что при таких условиях никто не захочет вести бизнес: предприниматель понимает, что если он поссорится с контрагентом, у которого, например, есть знакомый генерал, то может не только потерять бизнес, но и сесть в тюрьму. Корнев считает, что нужно глобально менять систему, чтобы человек был уверен в безопасности своего дела.

По словам эксперта, для того, чтобы в стране бизнес-климат стал благоприятным, нужно менять правовую, судебную систему. «Зачем что-то исправлять? Надо посмотреть общемировую тенденцию: везде малый и средний бизнес закрывался, крупные и средние компании стабильно работали. Поэтому я не думаю, что большая трагедия в этом есть», — сказал Агеев.

Он добавил, что нужно анализировать не только число компаний, которые не прошли пятилетний рубеж, но и количество вновь созданных организаций. Так, в Сингапуре ежегодно открываются и закрываются 20% фирм. Предприниматель Дмитрий Потапенко заявил Inkazan, что результаты подобных исследований нужно «очищать» от фактора намеренного закрытия компаний.

«Сейчас долго держать компанию бессмысленно. Все эти данные всегда надо очищать от факторов смерти по причине того, что люди просто стараются компанию по налоговым и административным смыслам „топить“. Раньше „топили“ раз в восемь лет, а сейчас чуть-чуть раньше», — сказал предприниматель. Однако тенденция того, что бизнес не доживает до порога зрелости, существует.

«Она связана с общей экономической ситуацией. Можно ли ее поменять? Можно. Но мы боимся это произнести: нужно поменять государственную политику. А государственная политика на сегодняшний день ярко показана в деле Ивана Голунова, когда обычная бытовуха вынуждена подниматься на уровень первого лица, а, извините, это обычная бытовуха», — сказал он.

Потапенко заявил, что для начала изменений нужна политическая воля — «кто будет останавливать своих собственных друзей, товарищей, знакомых». Он добавил, что сегодня правоохранители стали охранителями закона и права и реформа может произойти только по примеру сопредельных с Россией республик.

«Сначала до основания разгоняем, потом по конкурсу набираем новых, другого варианта, похоже, уже не осталось. При чем более того с сокращением министерств и ведомств. Вот это единственный вариант, тогда начнут до чего-то доживать», — сказал предприниматель.

Подпишитесь