Posted 30 ноября 2021, 13:44
Published 30 ноября 2021, 13:44
Modified 20 августа, 15:49
Updated 20 августа, 15:49
«Теперь кажется почти неотвратимым введение QR-кодов, QR-код режима, в частности на транспорте, видимо, в начале 2022 года. И вы, конечно, слышали, что своего рода превью или, можно сказать, репетиция того, как это будет в масштабах страны, уже идет, продолжает идти в Казани», — заявил журналист Алексей Пивоваров*.
В Татарстане допуск в общественный транспорт по QR-кодам действует с 22 ноября. Первый день новых ограничений обернулся транспортным коллапсом: тысячи человек не допустили к проезду, что привело к скандалам и нападениям на кондукторов, выданные экипажам автобусов смартфоны для проверки QR-кодов не работали.
Несмотря на то, что власти Татарстана пошли на смягчение ограничений — пообещали давать коды для поездок тем, кто сделал один компонент вакцины или имеет медотвод, — 25 ноября под окнами казанской мэрии собрался несогласованный митинг противников QR-кодов. Полиция задержала около 40 человек, часть из них оштрафованы по решению суда.
Протест продолжился в режиме online: жители начали объединяться для совместных поездок на частных автомобилях и вступать в чаты для координации дальнейших действий. Казанская журналистка Екатерина Петрова считает, что у протеста нет единого лидера — люди в основном списываются в родительских чатах.
В выпуске отмечается, что 11 октября этого года главный санитарный врач Татарстана Марина Патяшина заявляла, что вводить QR-режим не планируется. Через месяц позиция властей по этому вопросу изменилась. Министр транспорта республики Фарит Ханифов объяснил это тем, что общественный транспорт является источником заражения COVID-19.
Стоит отметить, что после того, как вход в места массового скопления людей стал возможен только по «черному квадрату», в социальных сетях начали возмущаться, почему в торговый центр без QR-кода нельзя, а в автобус можно. По словам Ханифова, в Татарстане общественным транспортом пользуются более 1,5 млн человек.
В ряде городов республики существуют проблемы, например, в Бугульме и Нижнекамске проверять коды почти негде — на линию выходит мало машин. В населенных пунктах, где транспортное сообщение активное, «буйных» пассажиров пообещали штрафовать за простой транспорта через суд. Сейчас тем, кого поймают в транспорте без QR-кода, грозит штраф до 30 тысяч рублей, как и кондукторам.
Тем не менее, вторая неделя жизни с QR-кодами прошла спокойнее. Журналисты Inkazan заметили, что экипаж автобусов стал реже проверять наличие «черных квадратов» у пассажиров. «Такое ощущение, что делается все для галочки: то есть пришла команда проверять QR-код — проверяют», — заявила Петрова.
Татарстан, который первым в России ввел столь жесткие ограничения, занимает 69 место среди регионов по числу заболевших. В то же время заведующий реанимацией госпиталя ГКБ № 16 Владислав Бойков заявил, что нужно «разделять статистику и реальную ситуацию»: еще 2-3 недели назад ситуация была очень тяжелой, а меры нужно было принимать гораздо раньше. Он считает, что нужно проводить разъяснительную работу с людьми.
Опрошенные «Редакцией» спикеры, в том числе Ханифов, считают, что вряд ли ограничения станут причиной массового протеста. Министр транспорта заявил, что регион отличает «дисциплинированность» людей. По его словам, в других субъектах — если такие меры будут приниматься — все пройдет по татарстанскому сценарию.
Региональные парламенты один за одним одобряют федеральный законопроект о допуске на массовые мероприятия только по QR-кодам. Часть опрошенных Inkazan экспертов не исключают, что Татарстан стал «полигоном», на котором отрабатывается эксперимент по допуску людей в общественный транспорт только при наличии «черного квадрата».
*Внесен минюстом РФ в перечень иностранных агентов.