Posted 26 октября 2017, 19:02

Published 26 октября 2017, 19:02

Modified 11 сентября 2022, 08:38

Updated 11 сентября 2022, 08:38

В Госсовете Татарстана назвали республику государством в государстве

26 октября 2017, 19:02
Татарстанские чиновники и депутаты завтра отметят 25-летие со дня принятия Конституции РТ. Торжество пройдет почти на 2 недели раньше исторической даты - 6 ноября 1992 года. Сегодня парламентарии выслушали доклад об истории и современных реалиях главного закона региона.

Выступал глава комитета по законности и правопорядку Госсовета Шакир Ягудин. После его доклада стало понятно, что парламент региона рассчитывает вернуться к вопросу о договоре по разграничению полномочий с Российской Федерацией, сохранить для руководителя региона наименование должности "президент", отстаивать обязательное изучение татарского языка и уверен в том, что республика является государством в государстве. Ягудин подошел к докладу обстоятельно, говорил около часа, часто употребляя вводную конструкцию "к сожалению".

Доклад об истории и современных реалиях татарстанской Конституции депутаты слушали после закончившегося около 15 часов заседания. Началось оно в 10 часов, на протяжении более чем 40 минут которого принимали повестку: парламентарии высказывались о проводимых в регионе прокурорских проверках добровольности изучения татарского языка. К этой дискуссии присоединились глава РТ Рустам Минниханов, госсоветник Минтимер Шаймиев и спикер парламента региона Фарид Мухаметшин.

Когда стартовало мероприятие, приуроченное к 25-летию главного закона РТ, один из депутатов - руководитель театра оперы и балета им.М.Джалиля Рауфаль Мухаметзянов хотел уйти, сославшись на то, что его ждет посол Болгарии. Однако Мухаметшин, покинувший президиум и севший в зал рядом с тоже выступавшей по проблеме татарского языка Ириной Баковой, пресек попытку дезертирства: "Посол Болгарии? Пригласи его сюда, пусть послушает".

"Не обделяйте себя знаниями Конституции", - призвал к порядку спикер Госсовета расшумевшихся после долгого заседания депутатов.

Четвертая действующая - первая опередившая Конституцию страны

Действующая Конституция, сообщил Ягудин, является четвертой по счету. Первую подготовили в 1926 году после образования СССР. Тогда конституционная комиссия, проверив закон, не согласилась с постулатом, что республика является советским социалистическим государством в составе Российской Федерации. Аналогично и по другим субъектам. Конституцию не утвердили ВЦИК, ни съезд рабоче-крестьянских красноармейских депутатов. Но, как сказал Ягудин, "жизнь шла" по этому закону: утверждали бюджет, проводили выборы и так далее.

Вторую приняли в 1937 году после того, как годом ранее приняли "сталинскую" Конституцию для всей страны. Ее утвердил Верховный совет РСФСР. "Были признана государственная природа республик", - сказал Ягудин.

В 1978 году приняли третью Конституцию, после того как в СССР приняли "брежневский" вариант главного закона. Принятию нынешнего варианта предшествовали, напомнил Ягудин, бурные времена перестройки.

"В конце 80-ых начале 90-ых союзные республики поднимали вопросы о расширении полномочий, о пересмотре своего статуса", - сообщил докладчик.

В апреле 1990 года был принят закон СССР о разграничении полномочий с субъектами федерации. "Там было сказано, что автономные республики наряду с союзными являются субъектами Союза. Это было что-то новое, сногсшибательная новизна", - сказал Ягудин.

На этих посылах, по его словам, были приняты декларации о суверенитете РФ и Татарстана. А в 1992 году приняли действующую ныне Конституцию. В отличие от предыдущих 3 ее утвердили раньше, чем российскую. В Татарстане конституционную комиссию возглавлял Шаймиев. По словам Ягудина, разработка закона сопровождалась подъемом - и в СМИ, и в районах Татарстана.

Договор о разграничении полномочий - надежды остались

31 марта 1993 года был подписан федеративный договор о разграничении полномочий между РФ и субъектами. Республика его не подписала. Вопрос о полномочиях РФ и РТ урегулировали в 1994 году, заключив двусторонний договор. Его переподписали в 2007 году на 10 лет. Срок его действия истек в августе этого года. Новый документ депутаты ждали, но не дождались. Замглавы администрации президента России Сергей Кириенко в конце лета заявил, что российская государственность по договорному принципу не строится.

сегодняшних условиях ведущим фактором является не столько сама форма отношений республики и федерального центра, сколько их содержание: возможность находить взаимоприемлемые решения возникающих вопросов в общих интересах", - сказал Минниханов 21 сентября в послании Госсовету РТ.

Несмотря на это Ягудин заявил, что уверен: рано или поздно в России вернутся к практике заключения двусторонних договоров.

"К сожалению федеральный центр не проявил политической воли к пролонгации этого договора либо заключению нового, третьего. В качестве оправдания нам говорят, что Российская Федерация не договорное государство. Я не совсем согласен с этим положением, поскольку в декабре 93 года, до принятия Конституции, 31 марта в Москве был заключен федеративный договор со всеми суверенными республиками. Упоминания об этом договоре есть во втором разделе действующей Конституции РФ", - сказал Ягудин.

Есть, по его словам, и другие отсылки. Но эти положения Конституции не работают по неизвестной причине. По его словам, договору о полномочиях посвящена статья №25 в татарстанском законе. Она является предпоследней.

"Договор это эффективный инструмент федерализма, который предусматривает конкретный эксклюзив, конкретное исключение из общего законодательного регулирования для отдельного субъекта, чтобы учесть его специфику и особенности. К сожалению, эта норма не работает. Отсюда появляется брешь в конструкции конституционно-договорного федерализма, который прописан в нашем основном законе. Эти нормы и у нас, и в Российской Федерации превращаются в "спящие". Отменять их необязательно, их немало и у других субъектов", - сказал Ягудин. По его словам, о договоре по разграничению полномочий написано в конституциях Башкирии и Якутии.

"Этот инструмент - договор о разграничении полномочий на местах очень востребован, но, к сожалению, у федерального центра видение несколько иное", - сказал депутат.

По его словам, с каждым федеральным законом полномочия регионов сужаются. Мухаметшин поддержал его слова.

Государственные русский и татарский

Ягудин в докладе сообщил, что 2 государственных языка были прописаны еще в первой (не утвержденной) татарстанской Конституции от 1926 года.

Рассказывая о содержании действующего сейчас закона, депутат отметил, что государственное двуязычие поддержал Конституционного суда РФ в 2004 и 2007 году. "Это подтверждает соответствие положений нашей Конституции российской и наших законов об образовании и государственных языках", - сказал Ягудин.

По его словам, в РТ действует закон о статусе татарского, как государственного в республике, принятый в 2013 году. Его первая статья гласит использовать его обязательно в определенных законами РТ сферах, в том числе при получении образования. Напомним, что сегодня на сессии депутат Николай Рыбушкин посетовал, что обязательность татарского не закреплена законодательно. Он был единственным, кто высказался против критики в адрес прокурора Татарстана Илдуса Нафикова и министра образования РТ Энгеля Фаттахова. Нафикову, в частности, Минниханов заявил, что оказываемое прокурорами давление на директоров школ может негативно отразиться на подготовке президентских выборов 2018 года.

Ягудин заявил, что проблема в том, что Конституционный суд в свое время "ушел от ответа" о механизме обеспечения языкового равноправия.

"К сожалению, в образовательных стандартах институт государственных языков республик, практически, не проработан. Он подведен под родные языки, а требования к ним совсем другие, нежели к государственным", - сказал докладчик.

Президент Татарстана или глава?

На этот вопрос Ягудин ответил однозначно - президент. Он напомнил, что один человек не может быть избран более чем на 2 срока подряд, пояснив, что Минниханов работает в рамках первого срока. В 2010 году его назначили из федерального центра. А наименование для высшей руководящей должности, отметил Ягудин, находится в компетенции самой республики.

"К сожалению, был принят федеральный закон, который гласит, что в наименовании высших должностных лиц субъектов РФ не должны повторяться слова из фразы "президент Российской Федерации". Все привели - остались мы, единственные. Но мы считаем, это компетенцией самой республики, так же думает и президент РФ", - заявил докладчик.

Ягудин отметил, что в 2015 году жители Татарстана проголосовали не только за Минниханова, но и за название для его поста - президент. Тогда он набрал более 94% голосов. "А выборы - это высшее, непосредственное выражение власти народа. Поэтому я считаю, что до 2020 года здесь каких-либо пертурбаций быть не должно, поскольку все это конституционно", - сказал он.

Мухаметшин посетовал, что нет механизма, который мог бы остановить федеральный закон, который принять в нарушение действующих статей Конституции России. По его словам, вместе с Ягудиным они выяснили, что таковых в РФ насчитывается более 20. При этом регионы заставляют приводить свои нормативные акты в соответствие с ними, возмутился спикер.

"Мы почему не приняли федеральный закон о президентстве, как вы помните, я выступал в Москве и сказал: "Я не хочу создавать прецедент от Татарстана, приняв решение привести наше законодательство с этим законом, который противоречит Конституции Российской Федерации, где субъекты сами устанавливают органы власти и названия этих ветвей", - сказал Мухаметшин.

"Правильно говорит Минтимер Шарипович, не всегда федеральный центр прав. Иногда федеральные законы принимаются наспех, не учитывают самое главное - по вопросам совместного ведения всю ту практику, которая наработана в субъектах", - поддержал главу Госсовета Ягудин.

Республика - государство в государстве

Ягудин отметил, что республика является государством, имеющим свои госсимволы - герб, флаг, гимн и столицу. "Хотелось бы несколько слов сказать о вызовах, которые имеются сейчас для нашего конституционного и государственного развития. Прежде всего, как ни странно, у ученых возникают сомнения в государственной природе республике в составе Российской Федерации. Они говорят, что в правовом смысле это не государство, а какое-то другое образование. Хотя в статье 5 Конституции России прямо сказано об этом", - сказал депутат.

По его словам, государствами в государстве являются штаты в Америке, в ФРГ такой статус носят Бавария, Саксония и Тюрингия и так далее. "Какой вывод я хочу, чтобы мы все сделали: есть разновидности государств (отдельно существующие, как субъекты международного права, и государства в государстве", - сказал он. Он констатировал, что ни ООН, ни другие мировые институты не занимаются проблемами "государств в государствах", опять сказав "к сожалению".

Ягудин раскритиковал программы "некоторых партий", озвучив только одно название - ЛДПР, в которых прописано, что республики разваливают РФ, и их нужно упразднять. Хотя, сказал депутат, не поменяв Конституцию всей страны, этого сделать невозможно.

Затронул депутат и тему с укрупнением регионов по экономическому принципу. "Здесь надо прямо сказать, что это направлено на вымывание национально-территориального компонента российского федерализма, потому что многие субъекты - дотационные, несостоятельные, где-то 10-12 регионов являются самодостаточными, а остальные сводят концы с концами, получая субсидии и субвенции. Объединение может быть, но только добровольное. Каких-то подвижек в сторону насильственной ассимиляции не должно быть. Это не демократично, не конституционно и не законно", - заявил Ягудин.

"Конституция наша живет, работает, обеспечивая социально-экономический прогресс, межнациональное и межконфессиональное единство и дружбу наших народов. Нам необходимо изучать ее, знать ее и страну, в которой мы живем, ее устройство и место Татарстана в этой системе, основательно знать права и свободы для того, чтобы быть свободными и успешными в своих делах во благо многонационального народа республики и Российской Федерации в целом", - завершил свой доклад Ягудин.

Подпишитесь