Планируется, что первый участок проложат от Железнодорожного Московской области до Гороховца в Нижегородской области. В правительстве заявили, что проект магистрали может обеспечить выход на плановую операционную безубыточность с третьего года эксплуатации. Рассматривается вариант выделения средств из бюджета для актуализации законопроекта, который устанавливает нулевую ставку налога на имущество в отношении объектов ВСМ.
Участок ВСМ также войдет в магистраль «Евразия» от Берлина до Пекина. После строительства дороги от Москвы до Нижнего Новгорода можно будет доехать за 2 часа и 5 минут. Стоимость проекта оценили в 621,55 миллиарда рублей, пишет «Коммерсант». Из бюджета выделят 200 миллиардов, ОАО «РЖД» - еще столько же. Оставшаяся сумма будет предоставлена из средств концессионера
Финансовая модель участка ВСМ не предполагает субсидий на стадии эксплуатации. При этом требуются решения по предоставлению капитального гранта, говорится в материалах к совещанию. Операционная рентабельность для концессионера станет положительной в 2026 году, как и операционная безубыточность перевозчика. Предполагается, что на ВСМ от Москвы до Нижнего Новгорода придется около 40% всех пассажиров между городами.
Ранее глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин назвал проект высокоскоростной магистрали «Москва-Казань» самым дорогим для инвестиций. На рассмотрение рабочей группы под председательством первого вице-премьера РФ Антона Силуанова поступило около тысячи проектов. Общий объем инвестиций составит 906 миллиардов рублей, а на магистраль «Москва-Казань» потратят 621,6 миллиарда.
Ранее стало известно, что Силуанов скептически относится к строительству высокоскоростной магистрали «Москва-Казань», так как в проекте «нет никакой экономики». По его словам, такие магистрали обычно строят там, где большое скопление людей, готовых перемещаться по ней. Но, продолжил Силуанов, между Казанью и Москвой есть авиасообщение, которое превосходит по времени высокоскоростную электричку.
В ноябре СМИ сообщили, что президент РФ Владимир Путин засомневался в целесообразности магистрали, задавшись вопросом «нужна ли вообще ВСМ за такие деньги». Просочившуюся в медиа информацию пытались опровергнуть, но косвенно она подтвердилась: по поручению президента минтранс РФ занялся анализом эффективности проекта.
Его глава Евгений Дитрих говорил, что из-за масштабного проекта придется пересматривать планы развития внутренней авиации, с которой ВСМ будет конкурировать за пассажиропоток. Глава минэкономразвития РФ предположил, что вместо ВСМ «Москва-Казань» лучше построить магистраль «Москва-Петербург». Российский минтранс планирует уточнить все аспекты высокоскоростной магистрали «Москва - Казань» к концу марта, заявил позднее Дитрих.