Posted 4 апреля 2019,, 10:00

Published 4 апреля 2019,, 10:00

Modified 17 сентября 2022,, 15:57

Updated 17 сентября 2022,, 15:57

Это фиаско: пять провальных проектов Госкомитета РТ по туризму

4 апреля 2019, 10:00
В этом году Госкомитет РТ по туризму отмечает пять лет со дня основания. Его глава Сергей Иванов ставил амбициозные задачи. Неудивительно, ведь на развитие сферы туризма и гостеприимства в Татарстане на 2014 - 2021 годы выделили 1,9 млрд рублей. Зачастую после громких заявлений и презентаций планы сходили на нет.

1. Автопутеводитель по Татарстану

Госкомитет РТ по туризму был создан 1 апреля 2014 года. Том же году была учреждена Всероссийская туристская премия "Маршрут года". Впрочем, Татарстан начал выпускать всевозможные путеводители еще до этого. Одним из первых стал автопутеводитель по республике, презентованный в августе 2014-го.

Иванов заявлял, что этот путеводитель занял первое место в финале премии "Маршрут года" в номинации "Лучший автомобильный маршрут". По его словам, получилось практическое пособие о том, как интересно провести 5 - 6 дней в Татарстане, путешествуя на автомобиле. Издание предлагало кольцевой маршрут по территории республики.

В пособии должны были быть указаны все GPS-координаты рекомендованных к посещению мест, полезные контакты, адреса сайтов, примерная ценовая политика, а также инструкции - как заказать экскурсию, где заправить и починить машину и т.д. Протяженность маршрута составила 900 км, длительность – 9 дней и 8 ночей.

В путеводителе были неточности: не все указанные места стоянок для трейлеров работали. Карта вышла в двух версиях - печатной и электронной. Первый можно было купить через региональные туристко-информационные центры за 250 рублей. Впрочем, его можно было бесплатно скачать с ряда сайтов. Сейчас найти его в свободном доступе не удалось.

Судьбы этого проекта осталась неизвестной, однако после этого Госкомитет по РТ презентовал еще несколько путеводителей. Например, HalalGuide, путеводитель, разработанный Visit Tatarstan совместно с компанией Localway, а также ряд маршрутов, созданных к чемпионату мира по футболу, прошедшему в прошлом году.

2. Туристско-рекреационный кластер "5 ветров"

Амбициозный проект по созданию туристско-рекреационного кластера "5 ветров", который включает в себя разработку 5 туристических кластеров - "Свияжск", "Великий Болгар", "Камское Устье", "Нариман" и "Рыбная Слобода" - был презентован в 2015 году. На его реализацию требовалось 1,9 млрд рублей.

Планировалось, что 30% от этой суммы выделит федеральный центр, а 70% вложат потенциальные инвесторы, которых на момент презентации проекта не было. Но тогда же заявлялось, что первых туристов объекты начнут принимать уже в 2017 году. К этому времени инвесторы так и не были найдены.

Татарстан не теряет надежды на его реализацию: в сентябре 2018-го депутаты Госсовета РТ согласовали выделение земли под кластер "Нариман". В январе этого года Иванов признал, что не достиг запланированных результатов.

"Переговоры с потенциальными инвесторами ведутся, но к реализации конкретных предложений в рамках этого проекта мы пока не приступили", - сказал он. Сегодня Госкомитет РТ надеется на поддержку "5 ветров" федеральным центром, но будущее проекта также туманно.

3. Futuroscope

Проект тематического парка развлечений Futuroscope на 70 гектарах в Верхнем Услоне был презентован в 2015 году. Тогда в Госкомитете состоялось подписание договора о сотрудничестве между созданной компанией ООО "Волга-Дискавериз" и французской компанией Sarl OG Conseils services. Проект оценивался в 220-380 млн евро.

Сообщалось, что инициатором создания площадки была французская компания - аналогичный парк существует в этой стране Европы. В том же году "Волга Дискавериз" подучило разрешение на проведение первого этапа - геологоразведочных работы и изысканий по проекту строительства парка развлечений.

Впрочем, и этот проект остался "красивой картинкой". Его должны были разместить вблизи Иннополиса. На строительство татарского "Диснейленда" закладывали четыре года, открыть его обещали в 2021 году. Впоследствии площадь парка уменьшилась – на развлечения осталось только на 47,3 гектаров. На его реализацию проекта собирались потратить 20 млрд рублей.

Сегодня компанию, инициировавшую строительство парка развлечений, банкротит контрагент - дело рассматривается в Арбитражном суде РТ. Госкомитет, обещавший содействовать в реализации проекта, давно не высказывался по этому вопросу.

4. Visit Tatarstan

Туристический проект Visit Tatarstan презентовали весной 2016 года. Разработка айдентики программы стоила республике 2,2 млн рублей. Её реализацией занималась британская компания INSTID. Сейчас проект включает в себя около 30 наименований одежды и сувениров – магниты на холодильник, блокноты, зонты, платки, свитшоты, футболки, дождевики.

В том же году российский дизайнер Артемий Лебедев раскритиковал идею. На своём сайте Лебедев создал обсуждение, поместив в раздел "Бизнес-линч" изображение буквы "Т" с логотипа Visit Tatarstan в раскрытых воротах с подписью "Ставни, в которых остается щель, куда можно пролезть? ****** реклама".

По задумке создателей программы, элементы фирменного стиля должны были использовать аккредитованные властями Татарстана музеи, рестораны, гостиницы, транспортные и сувенирные компании, тем самым формируя узнаваемый имидж республики. Фактически айдентика не стала столь узнаваемой, как это планировалось при ее создании.

В то же время проект продвигают на всевозможных площадках. В 2017 году Иванов пригласил канцлера Германии Ангелу Меркель посетить Татарстан, записав видео, на фоне айдентики Visit Tatarstan. Тогда же на продвижение проекта в Москве потратили 8 млн рублей. Пик его популярности пришелся на 2018-й.

Тогда более 100 тысяч человек со всего мира посетили портал Visit Tatarstan, переведенный на 8 языков. Это объясняется чемпионатом мира по футболу, который прошел в том же году и спровоцировал увеличение турпотока в Россию.

5. Парк развлечений Isfanbul

В Татарстане уже не удалось построить парк развлечений "Волга Дискавериз", однако попытки создать "местный "Диснейленд" не прекращаются.

Тематический парк развлечений Isfanbul должен был построить под Казанью турецкий инвестор - компания "Гюрса". По размерам он должен был в 5 раз превосходить площадь ТЦ "Мега". В Стамбуле есть одноименный парк с магазинами, кафе и ресторанами, аттракционами, гостиницей и кинотеатром.

"Действительно, переговоры были, компания приезжала, шел разговор о конкретных планах, но, если вы следите за новостями, в прошлом году сильно просела турецкая лира, и компания пока взяла паузу, без каких-то конкретных сроков, поскольку сильно поменялась ситуация внутри страны", - заявили Inkazan в Госкомитете РТ по туризму.

Там же отметили, что тема развлекательного парка актуальна, и на сегодняшний день ведутся переговоры о продолжении реализации проекта с несколькими компаниями. До подписания инвестиционных соглашений, впрочем, дело пока не дошло.

"