Posted 23 мая 2019, 11:45

Published 23 мая 2019, 11:45

Modified 20 августа, 15:18

Updated 20 августа, 15:18

В Казани горожане в очередной раз выступают против строительства мечети

23 мая 2019, 11:45
В Казани жители выступают против строительства мечети во дворе жилого дома на улице Симонова, жалуясь в исполком и прокуратуру. Это не первое подобное противостояние, однако все предыдущие закончились не в пользу горожан, не желающих соседствать с религиозным учреждением.

Впервые ММРО «Приход мечети «Рахматулла» обратилась к городским властям с просьбой выделить участок под строительство мечети в Авиастроительном районе в 2007 году. В то время здесь было несколько свободных территорий, однако на них уже было запланировано возведение жилых и инфраструктурных объектов.

В 2011 году исполком Казани предоставил участок на пересечении улиц Годовикова и Симонова в безвозмездное пользование на три года. Управление должно было обратиться к городским властям для организации общественных слушаний по поводу строительства объекта. Территорию оградили забором.

Однако это вызвало недовольство части местных жителей. Они заявили, что участок принадлежал школе. В ДУМ РТ сообщили, что «учебным заведением участок никоим образом не использовался» и «находился в плачевном состоянии и стал местом складирования мусора от алкогольных напитков, использованных шприцов и собачьих экскрементов».

Управление за короткое время собрало более 300 подписей жителей округи в поддержку строительства мечети. Противники возведения культового учреждения пожаловались в исполком на непроведение общественных слушаний. Результаты проверки ушли в прокуратуру и Госстройнадзор РТ. В конечном счете суд приостановил строительство.

Повторное постановление о выделении участка ДУМ РТ исполком Казани опубликовал в 2014 году. В 2015-м была предпринята новая попытка начать строительство, когда было обнародовано постановление о проведении публичных слушаний. Тогда возведение культового объекта тоже не началось. К проекту вернулись в мае этого года.

30 апреля этого года стало известно, что компания «Ханский дом» начала строительство мечети по адресу улица Симонова, 2. Участок оградили, на заборе появился паспорт объекта. На этой неделе жители соседних домов вышли на улицы с требованием остановить строительство. В толпе присутствовали как его противники, так и сторонники — всего около 100 человек.

На место приехал депутат Казгордумы Марат Бикмуллин. Впоследствии в группе «ВКонтакте», посвященной строительству мечети было опубликовано сообщение его помощницы Алсу, которая заявила, что был проведен опрос собственников 40 квартир в соседних с участком домах, жители 36 из них высказались против возведения мечети.

«Сейчас наша задача провести общественную экспертизу на законность предоставления участка для строительства мечети. Для этого мы создали группу из заинтересованных (за/против) людей. Изучайте документы сами, задавайте здесь вопросы, подключайте в группу специалистов, юристов, земельщиков», — написала она в чате в WhatsApp.

Сообщение о необходимости проведения проверки, по словам Алсу, было направлено в исполком Казани и прокуратуру. «По итогу экспертизы и проверки в случае, если будут выявлены нарушения, мы обратимся в суд об отмене строительства мечети, если нарушений нет, то проведем встречу жителей и представителей мечети», — сказано в сообщении.

Отмечается, что в таком формате предстоит выработать договоренности по поводу размещения объекта близ жилых домов. Все три попытки начать строительство объединяет не сопротивление граждан возведению культового объекта, а их заявления о нарушении санитарных норм, согласно которым от стены дома до религиозного учреждения должно быть не менее 50 метров.

В данном случае, как неоднократно говорили сами жители, расстояние составляет только 20 метров. Несмотря на это, согласно информации на паспорте объекта, исполком Казани выдал разрешение на строительство 23 января этого года. Найти это постановление в сборнике официальных документов и открытом доступе не удалось.

Возведение мечети должно стартовать во втором квартале текущего года и завершиться в третьем квартале 2022-го. На эти цели собираются пожертвования — реквизиты банковской карты, на которую можно перевести деньги, также указаны на стенде. Там же напечатан номер имама будущей мечети Рустама Ясавиева.

«Когда начинаешь такое дело, сначала нужно собрать команду, чтобы привлечь средства. Это долгие годы кропотливой работы, работы с людьми, поэтому пришлось набрать команду единоверцев, единомышленников», — заявил он Inkazan. По его словам, инициатива о строительстве мечети шла от верующих жителей.

На 70 тысяч человек жителей центральной части Авиастроительного района нет ни одной мечети. Имам сообщил, что мечети, которые находятся в поселках, переполнены. Ясавиев заявил, что сейчас информационный поток о сборе средств на строительство не силен — сведения только начинают распространять в интернете и СМИ.

Сейчас законность получения разрешения на строительство проверяет прокуратура. «Это нормальный рабочий момент», — сказал имам. Он сообщил, что 450 квадратных метров на территории мечети будут отданы под доступную для всех жителей района детскую площадку, рядом появится артезианская скважина.

Нарушение санитарных норм — не единственная претензия противников строительства. Горожане опасаются, что им будут мешать звуки, исходящие от мечети, например, призыв на молитву, который традиционно доносится из громкоговорителей. В ДУМ РТ заявили, что в этом учреждении не будет использоваться звукоусиливающая аппаратура.

Впрочем, законодательство Татарстана не предусматривает наложение ограничений на соблюдение тишины в ночное время на религиозные организации. В 2010 году это стало поводом обращения Дмитрия Фролова, проживавшего на улице Павлюхина близ мечети «Энлиер» в Конституционный суд РТ.

Он оспаривал то, что закон «о тишине» не распространяется на юридические лица при осуществлении ими религиозных обрядов в рамках канонических требований, и требовал принудить Госсовет РТ внести изменения в законодательство. То есть запретить мечетям использовать звукоусиливающую аппаратуру. Однако в 2012-м суд встал на сторону Госсовета.

Жители улицы Симонова также высказали опасения, что в дни религиозных праздников на территории мечети будет проводиться забой животных, что ухудшит санитарную обстановку. В ДУМ РТ пообещали, что обряды ритуального жертвоприношения на территории данного учреждения проводиться не будут.

Это не единственный случай, когда казанцы выступают против строительства мечети. В 2015 году жителей улицы Хороводная в Вахитовском районе пригласили на общественные слушания по вопросу возведения культового учреждения на соседнем с их домом участке. Были собраны подписи против строительства, людям сообщили, что их мнение учтено.

Жители заявляли, что появление мечети судит проблемы с парковкой, ухудшение санитарного состояния из-за забоя скота. «Мы не против религии, но мы против строительства любого религиозного сооружения, будь то мечеть, синагога или буддийский храм», — сказал Inkazan один из противников строительства. Однако возведение мечети началось.

Экс-заместитель муфтия РТ Рустам Батров заявлял, что людей беспокоит сама идея близости мусульманского молельного дома, потому что приверженцев этой религии связывают с экстремистскими течениями. Однако он отметил, что инициатором строительства не стоит настаивать на продолжении работ, если это вызывает негативный отклик.

Тогда активисты сообщали, что договорились с застройщиком, который пообещал найти альтернативный участок для возведения мечети в этом районе. Тем не менее, работы продолжились. На данный Момент строительство завершено, мечеть является действующей и располагается по адресу Хороводная, 58.

Опасения жителей, о которых говорил Батров, объяснимы: в 2013 году силовики закрыли мечеть на улице Декабристов, 111, переделанную из котельной. Люди сообщали не только о шуме, но и о подозрительных личностях. Впоследствии сообщалось, что ее посещали приверженцы террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (запрещена на территории РФ).

Тогда старое здание мечети сравняли с землей и объявили о реконструкции — фактически новом строительстве. Жители выступили против, во-первых, из-за нарушения санитарных норм — до жилых домов от мечети менее 10 метров, во-вторых, из-за опасений возникновения шума. Они обращались в исполком города и прокуратуру, но мечеть построили.

Обсуждение развернулось и вокруг места строительства Соборной мечети, которая должна стать главной для мусульман Татарстана по аналогии с Храмом Казанской иконы Божьей матери у православных. Были высказаны разные предложения: возвести ее на месте парка Тысячелетия, обувной фабрики «Спартак» и даже национального культурного центра «Казань».

В апреле этого года стало известно, что мечеть могут построить в буферной зоне Казанского Кремля, на противоположном от него берегу Казанки. Зампредседателя общества охраны памятников Фарида Забирова заявляла, что это будет «большой проблемой». Тогда ситуацию прокомментировала официальный представитель Казанского Кремля Лилия Галимова.

Она заявила, что строительство будет вестись с учетом мнения населения, а на данный момент окончательного решения по этому вопросу нет. Сегодня Галимова прокомментировала возведение культового сооружения в Авиастроительном районе. По ее словам, глава РТ Рустам Минниханов в курсе сложившейся ситуации, в принятии решений он руководствуется интересами граждан вне зависимости от их вероисповедания, сказала она.

Галимова добавила, что найти решение проблемы можно только через компромисс. Впрочем, найти его могут люди, которые в этом задействованы. «У нас культовые учреждения, будь то православные храмы или мусульманские мечети строятся исключительно по запросу самих граждан. В этой части власть не принимает участие, ни в строительстве, ни в принятии решения», — заявила она.

По России прокатилась волна акций против строительства религиозных учреждений. Все началось 13 мая, когда жители Екатеринбурга вышли на стихийный протест против возведения Храма святой Екатерины на месте сквера у Театра драмы, потребовав сохранить зеленую зону. Акция переросла в столкновение сторонников и противников строительства.

Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев предложил представителям сторон сесть за стол переговоров в его кабинете, однако они не стали результативными. Ситуация изменилась после высказывания президента РФ Владимира Путина, который предложил провести опрос населения. По его результатам, 74% граждан высказались против строительства храма на месте сквера.

Сейчас местные власти ищут другие площадки под строительство. Однако протесты охватили другие город, в частности Нижний Новгород и Ульяновск. Мэр Красноярска Сергей Еремин подписал постановление о запрете строительства собора на месте сквера. В Челябинске заявили о заморозке строительства часовни святой Татьяны в сквере у Южно-Уральского госуниверситета.

Путин поручил существенно повысить качество городской среды к 2024 году в рамках одного из национальных проектов. В указе президента сказано, что в стране должен появиться механизм участия граждан в формировании благоприятной городской среды и комплексном развитии городов.

Подпишитесь