Такое заявление он сделал во время совещания по продвижению продовольственной продукции в крупные и мелкие торговые сети в министерстве сельского хозяйства и продовольствия республики.
По словам Зиганшина, с самого начала своей деятельности комитет принял более 1,5 тысячи заявок на сертификацию предприятий по стандарту «халяль». В 2019 году таких заявок поступило 116. Сейчас сертификат имеют 124 предприятия, 79 из которых находятся в Татарстане, а остальные — в других регионах, в том числе и в Москве.
Например, на фабрике «Челны-Бройлер» 18 человек каждый день вручную, в соответствии с требованиями ислама, забивают 170 тысяч кур. На такой же режим работы перешло предприятие «Пестречинка».
Комитет «Халяль» работает совместно с лабораториями ДНК, проводит рейды по фирмам. На стратегически важных предприятиях есть контролеры.
Зиганшин заявил, что в отрасли «халяль» есть проблемы. Например, отсутствует реальная поддержка производителей, есть проблемы с конкуренцией, а именно нет возможности зайти на рынок Казани.
«Наши производители к нам обращаются и говорят, можете ли вы как-то посодействовать в решении данной проблемы? Условия торговли выгодны для сетей, но не для производителя», — сказал Зиганшин.
Председатель комитета рассказал, что в магазинах не соблюдаются условия хранения продукции категории «халяль». Товары лежат рядом с «нехаляльными». Он привел в пример бабушку, которая на глазах сотрудника комитета не стала покупать курицу «халяль», так как она лежала рядом со свининой. По словам Зиганшина, после такого покупатель больше не придет к ритейлеру.
По законам ислама к категории «халяль» не может относиться мертвечина, кровь, свинина, мясо хищников и мясо животных, которых не закололи в соответствии со специальным ритуалом.
«Для нас, практикующих мусульман, это очень важно. Потому что если мусульманин, который читает пятикратно намаз, дает милостыню, делает благие дела и употребляет харамное, запрещенное, 40 дней его молитва не принимается», — сказал Зиганшин.
Кроме того, в магазинах продается продукция, чья упаковка может обмануть покупателей, потому что имитирует товары «халяль» — наносится изображение мечети, полумесяца, надписи халяль, арабские шрифты и такие слова, как «мусульманское» и «татарское».
Он привел в пример продукцию предприятия «Камский бекон» — колбаса, которая называется «мусульманская».
«Это практически читается как призыв мусульман есть якобы „халяльный“ бекон», — заявил председатель комитета.
Он обратился к ритейлерам с предложением посодействовать в организации на торговых площадях специальных полок «халяль». Председатель комитета также сообщил, что если на таких полках будет больше местных производителей, то больше клиентов придет за товарами.
«Мы не можем выйти на большие крупные сети, потому что там большие входные бонусы платить надо», — сказал Зиганшин.