Posted 11 сентября 2020, 13:24
Published 11 сентября 2020, 13:24
Modified 18 сентября 2022, 10:48
Updated 18 сентября 2022, 10:48
Власти Казани, кажется, оставили идею с развитием велосипедов и перешли на электросамокаты. В феврале мэр города Ильсур Метшин заявил, что в столице Татарстана намерены продвигать транспорт малой мобильности. Первые станции проката заработали в Вахитовском и Ново-Савиновском районах. На данный момент открылось около 400 точек.
«К использованию транспорта малой мобильности подталкивает загруженность автомобильных дорог, но не только. Значительная часть молодежи заточена на экологическое поведение, на здоровый образ жизни. В новом генплане города заложена возможность для развития велодорожек, и мы намерены всерьез этим заниматься», — сказал руководитель исполкома Денис Калинкин.
Вскоре начальник Управления ГИБДД МВД по Татарстану, полковник полиции Ленар Габдурахманов заявил, что ведомство готовит законопроект по электросамокатам и сегвеям. По его словам, проблема даже в том, что непонятно, как называется человек, который управляет электросамокатом, и в настоящее время он приравнен к пешеходу.
«Мы понимаем, что пешеходу тяжело двигаться со скоростью 70 км/ч. А электрические самокаты такую скорость развивают. А раз он пешеход, то может двигаться по правилам, которые действуют для других пешеходов. Соответственно он двигается по тротуарам, создает опасность для других и для себя», — заявлял Габдурахманов.
По данным ГИБДД, в этом году в Татарстане еще не было смертельных ДТП с теми, кто управляет самокатами и сегвеями. Однако большое количество работников пунктов проката даже не знают, что на ряд электрических транспортных средств требуется категория «М». Поэтому для профилактики сотрудники Гостехнадзора проводят рейды с проверкой верности выдачи людям таких средств передвижения.
Новый законопроект, разработанный татарстанской ГИБДД, должны были рассматривать в Госсовете республики. Но на какой стадии находится процесс неизвестно. Inkazan направил соответствующий запрос в управление ГИБДД, на момент публикации материала ответ не поступил.
Сразу после заявления Габдурахманова ГИБДД стала рапортовать о ДТП с участием данного вида транспорта. Управление сообщило, что на Кремлевской набережной 60-летняя женщина получила тяжелые травмы — закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение мозга, раны головы, попав под электросамокат на пешеходном переходе.
Житель Казани написал в соцсетях, что возле ТЦ «Тандем» его сына сбил парень на электросамокате и уехал с места происшествия. Ребенку диагностировали двойной перелом со смещением. По данным казанского исполкома, в городе зарегистрировано 5 случаев ДТП с элетросамокатами, из которых 3 случая — ДТП с автомобилем, по вине водителя машины, 2 случая — наезды на пешеходов.
«Сейчас стало модно кататься на электросамокатах, с которыми пешеходы вынуждены делить тротуары. Я не ною, заметьте! Я прошу не гонять по тротуарам! Хочешь погонять — выезжай на территорию, где нет людей, и гоняй, пока все коленки в кровь не собьешь. А вообще пора уже ввести скоростной режим для велосипедистов, самокатчиков и прочее», — написал анонимный пользователь в социальных сетях.
В комментариях Султан Самарский заявил, что его «Бесят люди на самокатах, резко выезжающие на проезжую часть. Машина резко остановиться не может, а сломанные кости будут заживать долго». Пользователь Эд Туктагулов считает, что на велосипедах и электротранспорте по городу должны иметь право передвигаться только те, у кого есть водительское удостоверение. Самые радикальные требуют полного запрета.
В пресс-службе города Inkazan сообщили, что сервис по прокату данного вида транспорта относится к предпринимательской деятельности, владельцы которой самостоятельно устанавливают требования, правила, тарифную политику.
«Эта информация отражена в мобильных приложениях „Whoosh“, „Urent“, „Greenbee“. Граждане, перед тем как арендовать электросамокат, соглашаются с установленными правилами и обязуются их соблюдать», — заявили в исполкоме.
Разговоры о том, что электросамокаты и сегвеи нужно признать отдельным видом транспорта, а для их владельцев ввести ответственность, ведутся с лета 2019 года. Начальник Научного центра безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Митрошин заявлял, что подобную технику станут называть средствами »индивидуальной мобильности».
Людей обяжут двигаться на ней по велосипедным дорожкам или тротуарам не быстрее 20 километров в час. В некоторых случая будет разрешено выезжать на проезжую часть. Но перечисленные им правила в силу пока не вступили. Исполком Казани также видит спасение в этих изменениях.
Представитель Федерации автовладельцев России в Казани Дмитрий Золотов убежден, что самокаты и велосипеды должны быть приравнены к транспорту, а для передвижения на них нужно выделять отдельное место. «Одно дело обычные самокаты, а другое — электронные, которые развивают скорость до 60 километров», — заявил он.
По мнению Золотова, если говорить об обычном самокате, то ситуация сложнее, так как переход через дорогу рассчитан не только на пешеходов. По нему ходят люди с колясками, но с маленькой скоростью, едут роллеры, скейтеры. Получается, нужно менять законодательство и вносить всех их в правила дорожного движения.
«Правила уже устарели, сейчас технологии не стоят на месте и под них нужно подстраиваться. Электросамокаты должны ездить по специально выделенным местам — велодорожкам. Неразвитая инфраструктура не дает права выезжать на середину дороги. У нас для одного транспорта развивают инфраструктуру, а для маломобильного — нет. Это тоже неправильно, нужно искать место», — считает Золотов.
Директор Союза велосипедистов Татарстана Дамир Сафин считает, что передвижение на двухколесном транспорте не свалилось на город как снежный ком, а росло постепенно. Но в этом году самокаты как средства индивидуальной мобильности выстрелили как бизнес и превратили дороги в хаос.
«Либо это надо брать под контроль, либо все только усугубится. При каждой станции нужно ставить обязательные стенды с правилами использования самокатов и возможными рисками. Чтобы люди перед тем, как брали самокат, могли ознакомиться с ними. Но главное, эти правила нужно сформировать», — считает он.
По словам эксперта, необходимо установить маршруты передвижения или скорость, с которой разрешено перемещаться. Сафин заявил, что соответствующая информационная политика должна быть и со стороны государства, и со стороны организующего бизнеса, так как он несет основную ответственность.
Однако происходящее на улицах города показывает, что ни власти, ни сам бизнес этой идеей ответственности до сих пор не прониклись. Несмотря на то, что ГИБДД выступило со своевременной инициативой изменения законодательства, реализация ее, как водится, затягивается. Вероятно, только после ДТП с тяжким или смертельным исходом проблема начнет решаться быстрее. Но решится ли — неизвестно.