В импровизированном зале собралось несколько десятков человек. Среди них — депутаты Госдумы и Госсовета, чиновники регионального кабмина и руководители ведомств, общественные представители бизнес-омбудсмена Фарида Абдулганиева. И сами предприниматели, которых он упомянул в конце вступительной речи. Каков был процент бизнесменов от общего числа присутствующих в зале, неизвестно.
Короткая приветственная речь Минниханова закончилась предложением не тратить время на «какие-то отчеты». «Отчеты пусть делают наши коллеги. У нас есть уполномоченный (по правам предпринимателей, он же бизнес-омбудсмен — Inkazan), у него есть закрепленный актив на местах», — сказал глава республики. Собравшиеся перешли к проблемам, на которые бизнес предпочел жаловаться Минниханову.
Минниханов заявил, что республика переживает непростые времена: пандемия никуда не ушла. Одной из тем встречи стал промышленный кислород, который полностью уходит в медучреждения Татарстана и соседних регионов. Суммарная потребность в газе превышает 150 тонн в месяц. Из-за этого выручка использующих его предприятий снизилась на 30%.
Бизнес признался, что сложность ситуации понимает, но постоянно останавливать производство не может. «Не дай бог лежать под кислородом, но если бы его не было, у нас размер горя был бы еще больше», — сказал Минниханов и поручил минпромторгу создать запас технического кислорода для предприятий, проработав вопрос в том числе с федеральным центром.
Коронавирус внес и другие изменения в бизнес: большая часть дел ушла в онлайн. Однако выяснилось, что продвигаемая минцифры цифровизация пришла не во все сферы. Общественный представитель бизнес-омбудсмена Михаил Кузнецов заявил, что документы на многие субсидии до сих пор необходимо подавать в бумажном виде.
«В субсидиях принцип — „кто быстрее подал“. Получается, что предприниматели Казани и близлежащие фермеры находятся в более выгодном положении, а другие регионы даже не успевают доехать», — жаловался он, напоминая, что Татарстан все же позиционирует себя как цифровая столица.
Минниханов согласился, что тема важна. «Нам должно быть стыдно, что мы не можем эту работу завершить», — сказал он и поручил минцифры решить вопрос.
Предприниматели в очередной раз пожаловались на регоператоров по обращению с отходами. Вероника Красильникова, руководитель центра раннего плавания для грудничков «Буль буль», рассказала, что один из двух монополистов «мусорного» рынка в регионе — ООО «Гринта» — брало деньги с бизнеса, а отходы не вывозились. Даже просто связаться с регоператором предпринимателю не удалось.
- «А почему вы такие недоступные? До вас не дозвониться. У вас горячая линия должна быть», — обратился Минниханов к руководителю «Гринты» Светлане Ярлыченко.
- «Я доступна, я здесь. Телефонами обменяемся…», — ответила она.
- «Для меня-то вы все доступны, и никуда не денетесь. Дело не в том, чтобы перед начальником отчитываться. Это ваши клиенты», — заявил глава региона.
Вопрос обещали решить. Второй темой стал порядок начисления оплаты. Сейчас он производится по установленным нормативам, вне зависимости от того, подходят ли они конкретной компании, а не по факту. Проблема касается всей страны: новая нормативная база по 29 категориям предпринимателей появится в феврале 2022 года.
Минниханов заявил, что готов внести предложения по внесению изменений в нормативные документы для перехода на оплату по факту. «Бюрократы настоящие. Какая разница, если ты за услугу платишь за объем?», — удивился он.
Абдулганиев заявил, что по к нему регулярно обращаются перевозчики — их проблема носит системный характер. Директор ООО «Экспрес» Дмитрий Грузков из Зеленодольского района считает, что нелегальные перевозки убивают работающие по закону компании. По его словам, нелегалы пренебрегают всеми правилами и ставят под угрозу жизни пассажиров.
Грузков пожаловался, что легальные автобусы не могут даже подъехать к остановке, так как вся территория оккупирована частниками.
Комментируя ситуацию в регионе глава ГИБДД по Татарстану Ленар Габдурахманов рассказал, что за 10 месяцев 2021 года с микроавтобусами произошло 134 ДТП — 217 человек пострадало, 9 погибли. По его словам, сейчас Госсовет республики хочет изменить законодательство и внести в пассажирские перевозки транспорт, перевозящий более 5 человек, что позволит взять под контроль мини-маршрутки.
В Татарстане продолжает расти количество самозанятых. Сегодня их в республике около 164 тысяч. Для развития отрасли, по мнению руководителя ассоциации самозанятых Тукаевского района Ильфата Хабиброхманова, необходимо создавать новую инфраструктуру.
В Казани предприниматели могут работать на площадке «Агропромпарка». Хабиброхманов попросил создать что-то подобное в Набережных Челнах. Мэр города Наиль Магдеев обещал рассмотреть этот вопрос. При этом Минниханов заявил, что самозанятые «начинают хитрить», дробить бизнес, уходить в квартиры.
«Это добром не кончится, надо работать прозрачно. Самозанятыми должны быть те, кто не был в бизнесе. Если он был в малом бизнесе и перешел — это жульнический подход», — сказал он.
Еще одним животрепещущим вопросом стало распределение участков среди резиденов в промпарках. Руслан Мустафин, директор ООО «Луч» и резидент промпарка «Развитие», рассказал, что его земельный участок был передан управляющей компании промпарка без проведения торгов. После его предоставили компании в субаренду.
Сейчас «Луч» хочет расширяться, но Мустафин не может получить новый участок в субаренду без повторного собрания инвестиционного совета. Процедура занимает более 60 дней. «Мы теряем не только время, но и деньги. Текущий порядок создает проблемы для новых резидентов», — сказал Мустафин.
«А кто так придумал? Мы?», — удивился Минниханов.
На это глава Агентства инвестиционного развития (АИР) Татарстана Талия Минуллина ответила, что это региональный проект. По ее словам, сложности связаны с тем, что ряд управляющих компаний недобросовестны. Им выдают землю, а они передают ее в субаренду. Сейчас инвестсовет согласовывает каждого резидента.
«Это глупости же. Каждого рассматривать. Нам что, делать нечего? […] Если мы им предоставили, значит мы должны им доверять. Вы думаете, мы лучше, чем они? Среди нас тоже есть недобросовестные», — сказал Минниханов.
Глава республики заявил, что делать этого больше не нужно. Хотя он понимает, что, возможно, будут нарушения. «Прокуратура есть — она разберется, если жулики есть. Им тоже работа нужна. Мы же не можем сделать фильтр, чтобы потом правоохранительная система осталась без работы. И тюрьмы у нас есть», — сказал он.
Минуллина с мыслью согласилась согласилась, но Минниханов продолжил. «Вот вы приносите бумаги, я все подписываю. Потому что я вам доверяю. Если вы подведете меня, я вас просто… или на повышение, или уволю», — сказал он главе АИР и попросил не бояться рисков и не подозревать всех в нарушениях заранее.
«Мы не можем контролера на контроллера поставить. Просто цена взятки будет расти. А так, один человек будет отвечать», — заключил Минниханов призвав работать на доверии и отменить это постановление.
Глава Татарстана акцентировал: в условиях пандемии все решения принимаются с оглядкой на бизнес, и главная цель — меньше навредить. Но бесследно ничего сделать не получается.