Posted 16 ноября 2021, 13:47

Published 16 ноября 2021, 13:47

Modified 18 сентября 2022, 14:25

Updated 18 сентября 2022, 14:25

Мусорный абсурд: квитанции за пустые баки и требования вывозить мусор, которого нет

16 ноября 2021, 13:47
В Татарстане УФАС занялся мусорными монополистами. Оказалось, что региональный оператор собирал деньги за вывоз мусора, которого нет, и без торгов заключал контракты с субподрядчиками. Но проблема не только в самой компании. Подробности — в материале Inkazan.

Проблема с мусорным оператором в Татарстане возникли вместе с реформой твердых коммунальных отходов (ТКО). Ее начали в 2019 году, но за три года на регоператора не прекращало жаловаться как население, так и юридические лица.

«Вы выиграли конкурс, обещали нам чистоту на мусорках, собираете с людей деньги. Где результат?» — отчитывал весной УК ПЖКХ мэр Казани Ильсур Метшин.

Заместитель руководителя татарстанского управления Федеральной антимонопольной службой (УФАС) Андрей Розенталь заявил, что реформа ТКО — это острая проблема, и ее решение идёт с трудом, а многие факты требуют корректировки.

«Институт региональных операторов монополизировал рынок. Они занимают доминирующие положения. Мы внимательно наблюдаем за их спорами, поскольку если потребитель будет ущемлен и в гражданско-правовом споре не сможет доказать свою правоту, он не сможет сменить оператора», — заявил он.

Весь объем мусорного рынка Западной зоны Татарстана, куда входит Казань и еще 21 район, приходится на УК ПЖКХ.

Мусор, которого нет

Одним из главных дел, которое рассматривало татарстанское УФАС, стал вопрос работы УК ПЖКХ в период локдауна, когда практически все отели, рестораны и магазины были закрыты, при этом их владельцам приходили счета за вывоз мусора.

Региональный оператор не посчитал возможным пересчитать платежи, заявив, что в республике не был введен режим форс-мажора, поэтому они выполняли свои обязанности согласно договору — «по нормативам». Мусорная компания неоднократно заявляла, что не работает «по факту» и не вывозит мусор по заявкам.

Но известно, что если регоператор работает «по нормативам», то он обязан соблюдать требования СанПиНа: при погоде в +5 градусов и выше вывозить мусор каждые сутки, при +4 и ниже — раз в трое суток.

После обращения в УФАС выяснилось, что в период локдауна регоператор не вывозил мусор каждый день, а приезжал по заявкам.

«Регоператор лукавит. Когда он говорит, что не работает „по факту“, он не работает „по факту“ в части начисления. В части реальной работы, он работает „по факту“ и таким образом получает двойную выгоду», — заявил Розенталь, добавив, что пока шло дело УК ПЖКХ начал ездить за мусором практически каждый день, чем вызвал удивление бизнеса.

Представитель УФАС пояснил, что если бы не было мусора, но регоператор все равно приезжал каждый день и переворачивал пустой бак, то у него бы не возникло проблем.

«Ситуация абсурдная: одни начисляют за тот мусор, которого нет, а другие заставляют забирать пустые контейнеры», — говорит Розенталь.

Решением проблемы стал бы переход на систему оплаты «по факту». Но когда он состоится — не известно. Сейчас регоператору выгодно формирование оплаты «по нормативу»: объектов, где образуется мусора больше, чем указано в нормативах, мало, обычно предприятия не собирают столько отходов.

Перейти на фактическую оплату не удается из-за не отлаженной системы измерения мусора. Если на электрическом или водяном счетчике видно, сколько человек потребил энергии или воды, то в случае с ТКО подобных технологий нет.

«Если бы у нас в каждом контейнеровозе была система взвешивания и электронные датчики, если бы каждый забор мусора фиксировался в цифровой системе, тогда можно было бы реализовать механизм оплаты „по факту“, так как это более четкая система», — заявил Розенталь, добавив, что пока что инфраструктура к этому не готова.

Обойтись без посредников

Вторым делом, которым занимается УФАС, стало нарушение УК ПЖКХ антимонопольного законодательства. Компания без торгов привлекла в субподрядчики ООО «Чистый город», которое занималось вывозом отходов.

Розенталь напомнил, что Казань была поделена на две части: одна была передана компании «Чистый город» — это позволяет законодательство, вторая часть была выставлена на торги, но на них никто не заявился. По закону в этом случае регоператор мог сам вывозить мусор, либо проводить торги повторно, чтобы обеспечить конкуренцию. Ничего из этого сделано не было, и субподрядчиком просто назначили «Чистый город».

Представитель УФАС пояснил, второй татарстанский монополист компания «Гринта» уже неоднократно перепроводила торги и дала доступ малому и среднему бизнесу напрямую участвовать в процессе, а не через субподряд.

«Есть компании, которые оказывают эти услуги, находясь на субподряде — цена для субподрядчика другая. Поскольку это формируется за счет тарифа, мы следим, чтобы это можно было сделать дешевле», — заявил Розенталь.

Он напомнил, что система регоператоров была создана для того, чтобы чтобы повысить управляемость и создать систему ответственности.

«Казалось бы, с одним регоператором говорить проще, чем с множеством, но на самом деле — не проще», — заявил Розенталь.

Подпишитесь