Преддверие Дня республики, который Татарстан отметит 30 августа, — самое время вспомнить о проблемах, плавно переходящих в разряд вечных. Например, о разрушении главного символа региона — Казанского Кремля. Грунт вокруг Кремлевского холма обваливается не первый век, а угроза объекту всемирного наследия ЮНЕСКО — крен башни Сююмбике и обрушение обкладки Пятигранной башни — происходит у нас на глазах. Эксперты как один настаивают: нужно исследовать проходящие внутри холма геологические процессы и найти главную причину проблемы. Тогда будет понятно, как с ней бороться.
Впрочем, властям Казани это предлагали еще в далеком 2008 году — они отказались. Пока объекты предпочитают ремонтировать и страховать, тратя на это сотни миллионов рублей. Нежелание искать корень проблемы может крыться в невозможности властей разных уровней взаимодействовать между собой. Мэрия города, очевидно, не считает территорию Кремля своей — там сидит аппарат главы Татарстана. Тот, скорее всего, надеется, что о памятнике позаботится город. Тем сложнее будет разобраться, кто виноват, если Кремль рухнет.
Зато центр города открыт для нового строительства. Планы властей, наконец, добрались до промзоны у речного порта, которую хотят застроить элитным жильем с благоустроенной набережной. Правда, ни денег, ни сроков реализации планов нет. Но есть проект, созданный московскими архитекторами. Перед ними стояла непростая задача: отобразить характер национального искусства Татарстана. Судя по рендерам, вдохновлялись талкыш калеве. Что логично, жизнь в элитном районе должна казаться медом.
Куда мене сладко, очевидно, придется бизнесу: если пассажирский порт останется на прежнем месте, то грузовой придется перенести. Куда — городские власти не сообщают, но ранее в планах всплывали Нижние Вязовые: другой берег Волги, напротив Зеленодольска. Переезд порта в столь отдаленное от столицы Татарстана место грозит сложностями не только для причастных к судоходству. Не исключено, что усложнение логистической цепочки приведет к удорожанию перевозимых товаров, в большей части — стройматериалов, которые приходят по воде.
Что в недалеком будущем приведет к тому, что дорогим окажется не только жиль в промзоне речпорта, но и во всех остальных частях Казани.
В конце прошлого года силовики задержали тогда еще ректора Казанского федерального университета (КФУ) Ильшата Гафурова. Его подозревают организации наемного убийства муниципального депутата в конце прошлого тысячелетия. Более полугода его место временно занимал проректор вуза Дмитрий Таюрский. Впрочем, имя того, кто придет на место Гафурова, впервые назвали еще в январе этого года — Ленар Сафин, экс-министр транспорта республики, а в то время сенатор от Татарстана.
В марте наблюдательный совет вуза под руководством главы Татарстана Рустама Минниханова выдвинул Сафина в качестве кандидата в ректоры. В апреле это решение согласовало федеральное министерство образования. В августе приказ о назначении Сафина подписал председатель правительства России Михаил Мишустин. На этой неделе ректора представили коллективу. Впрочем, не обошлось без эксцессов: у вуза прошел пикет — стоял человек с плакатом «Зачем КФУ второй Гафуров?».
Пикетчик — депутат Зеленодольского горсовета Евгений Ефремов — заявил Inkazan, что не раз обращался к правоохранителям с просьбой обратить внимание на личность нового ректора, которого народный избранник считает коррумпированным. Прошлым Сафина заинтересовались и студенты, выпустившие расследование о его детях. То же студенческое издание «Гроза»* заявляло, что Сафин — «человек далекий от российского высшего образования». Открытые данные этого не подтверждают.
Выпускник КФУ, Сафин несколько лет преподавал в родном вузе, а в 2004 году стал кандидатом юридических наук. Его возвращение в родные стены ставит новый интересный вопрос: кто займет освободившееся место в Совете Федерации. В 2020 году на кресло сенатора претендовали три человека: сам Сафин, ректор Поволжского государственного университета физкультуры и спорта Рафис Бурганов и замруководителя аппарата главы Татарстана Александр Терентьев.
Кресло в очередной раз зашаталось под одним из главных «долгожителей» татарстанского кабмина — главой МЧС республики Рафисом Хабибуллиным. В июле исполнилось 15 лет с тех пор, как он занял эту должность. И чем дальше, тем больше скандалов закручивается вокруг ведомства. В 2020 году подозрению в мошенничестве задержали экс-замминистра МЧС Ильхама Насибуллина. Год спустя оперативники пришли к его коллеге — теперь уже экс-замминистра Олегу Степущенко.
Последнего подозревают в мошенничеств и злоупотреблении полномочиями при установке систем оповещения населения. Из-за того, что их поставили не там, где надо, в случае ЧП до 70% жителей республики не услышат звуки сирены. По словам собеседников Inkazan, сам Хабибуллин о возможном мошенничестве на 40 млн рублей не знал. Хотя, по данным Telegram-каналов, входил комиссию, которая принимала работы по установке.
Это, впрочем, не спасло его от служебной проверки центрального аппарата ГУСБ МЧС России. Ее инициировал сам федеральный министр Александр Куренков.
*Внесен минюстом РФ в перечень СМИ, выполняющих функции иностранного агента.