В конце сентября у казанского речпорта официально стартовал проект реновации около 300 гектаров стоимостью полтриллиона рублей. Промзону в центре города планируют превратить в элитный микрорайон, этакий «второй центр Казани». Общение с жителями ближайших домов показало: часть из них не рада такому соседству.
Одна из главных жалоб — запах и гул от беспрерывного движения грузовиков, которые и до этого возили стройматериалы с грузового порта, а со стартом реновации интенсивность движения только усилится. Мы понаблюдали: за 15 минут по улице Меховщиков проезжает порядка 30 машин или два «Камаза» в минуту.
У местных это вызывает резонное опасение о том, в каком состоянии окажутся дороги к окончанию стройки. Не исключено, что не в лучшем. Но решение этой проблемы, очевидно, ляжет на плечи городских властей — не оставлять же покупателей квартир в элитном районе один на один с ямами и колдобинами.
Застройщику в этом плане проще: да, грузовики по дорогам курсируют, но пойди разбери — едут они на стройку или в грузовой порт, и кто виноват. Ситуация удобная, даже несмотря на грядущий перенос порта с привычного места. Впрочем, решение этой задачи и его сроки еще не обозначены.
Пока на подлежащей реновации территории обосновался один застройщик — «СМУ-88». Компания занимается участком площадью 6 гектаров, планируя возвести здесь первые 20 домов 9-11,16 и 20 этажей. Но представители застройщика не скрывают, что рассчитывают освоить еще несколько участков.
Кто придет на остальные гектары, пока не ясно. С одной стороны, земля в центре города — лакомый кусок. С другой, выглядит он весьма депрессивно. Застраиваемый «СМУ-88» участок расположился в центре промзоны. С песчаного берега открывается вид на монотонную работу портовых кранов и элеватор.
Промышленный пейзаж должен исчезнуть, уступив место долгожданной набережной Волги с покачивающимися на воде яхтами. В какие сроки это произойдет — неясно. Аналогичная история открывается «с суши» — стройку обступает промзона, поделенная на много мелких участков, которые предстоит выкупить у предпринимателей.
К стройплощадке ведет длинная дорога, вдоль нее раскинулась грязь, в которой копошатся местные собаки. Сама дорога, впрочем, очищена не хуже городских магистралей — корреспондента Inkazan встретил наводящий блеск трактор. То ли застройщик готовился к визиту гостей, то ли заботится о чистоте на участке.
Разница с предыдущим визитом в этот район, однако, видна невооруженным глазом: стройплощадку — огромное песчаное поле с вырытыми котлованами и тяжелой техникой — оградили и попытались скрасить ее серость яркими баннерами с планом-проектом благоустройства.
Под домами планируется паркинг или, как называют это в компании, «подземный город» — чтобы жители новых домов могли попасть в свое здание вне зависимости от того, в каком месте они оставили автомобиль. Задумка неплоха, учитывая, что с Волги будет дуть пронизывающий ветер.
Ветер тоже оказался кстати: пресс-секретарь «СМУ-88» Айрат Габдулбаров объяснил, что благодаря ему жителям, возможно, не придется переживать об уборке снега с балконов домов странной пирамидальной формы. Здания на рендерах напоминают талкыш калеве: проект московских архитекторов, которым компания гордится.
Пока же на стройке затишье: рабочие погрузили в грунт несколько пробных свай: специалисты ждут реакции почвы. Понимание того, что близ будущих домов плещется Волга, есть, а того, как отреагирует влагонасыщенная земля на масштабную застройку, нет. Хотя главный инженер объекта Андрей Зуев уверен: все будет в порядке.
Завкафедрой градостроительства КГАСУ Александр Дембич отметил, что проблема грунтовых вод станет актуальной, если у участка нет береговой защиты. Решить ее не сможет даже установка насосов. Как бы не развивались события, из разговора с Габдулбаровым становится ясно, что стройке — быть.
«Сбербанк» профинансирует застройку первого этапа на 18 млрд рублей из обещанных 500 млрд. Еще на миллиарды «нужно проложить сети, подтянуть техусловия» — с этим в Казани есть большие проблемы. Сетями занимается город, а застройщик уверяет — имеющиеся мощности выдержат подключение к ним новых домов.
Дело и в том, что реновация промзоны — большой проект главного архитектора города Ильсияр Тухваттулиной. Предыдущие попытки вдохнуть жизнь в эту территорию — та же концепция создания финансового района, в которой планировали участвовать малайцы и китайцы, — провалились.
«Последний знаковый участок Казани. Где территория лучше?», — заявил Габдулбаров, объясняя, что желающие взяться за реновацию депрессивной территории найдутся, пусть пока о них и не слышно.
Реализация очевидно важного для карьеры Тухватуллиной и профинансированного благодаря потребностям банков в инвестировании проекта должна растянуться на 10 лет. Дембич в разговоре с Inkazan заявил, что установленный властями Казани срок сдачи превышает реальные возможности.
По его словам, практика показывает, что на застройку участка только в 20 гектаров, где не требуется сноса старых зданий, уходит порядка 5-7 лет. Так что не исключено, что жители элитного района могут годами жить на пустыре с видом на стареющий элеватор, грузовые краны и тусклые заборы промзоны.
Представитель «СМУ-88» обещает, что застраиваемая территория будет озеленена и благоустроена. Компания намерена участвовать и в проектировании будущей набережной. Она уверяет: все эти прелести будут доступны и тем, кто захочет прогуляться по новому району.
Несмотря на декларируемую открытость пространства, для жителей предусмотрены приватные территории — дворы, по плану поднятые на стилобате на шесть метров над землей. На первых этажах жилых зданий должны появиться коммерческие и административные помещения.
Парки и скверы это, конечно, важно. Но куда важнее отсутствие проблем с инфраструктурой. В первую очередь транспортной. За нее тоже отвечает город. Очевидно, что надежды, возложенные на появление двух транспортно-пересадочных узлов со станциями метро, напрасны.
Остается уповать на завершение строительства Большого Казанского кольца. Не исключено, что оно придется на время сдачи объекта в эксплуатацию, запланированное, по данным на баннере застройщика, на 2031 год. Но от магистрали до жилья нужно будет доехать — вопрос с этими проездами мэрией еще не решен.
А он грозит стать острым: жителям элитного района предстоит возить своих детей в школы. Потому что с социальной инфраструктурой близ нового жилья ситуация напряженная: до школ № 13 и № 51 придется идти пешком около получаса. Если там будут места: сейчас в двух школах суммарно обучаются 968 детей.
Габдулбаров отметил важность своевременного строительства социальных объектов, но в планы компании это не входит. Застройщик об объектах первой необходимости рассуждает теоретически. Возможно, за строительство школ и детсадов возьмутся другие компании, которые придут на участок позже.
Или на это выделят деньги из федерального бюджета. Габдулбаров не исключает, что на первых этажах зданий могла бы открыться частная школа или детсад. Теорий много, а первые четыре дома нового района планируют сдать в 2025 году.
Тут, конечно, стоит вспомнить историю конфликта компании «ПИК» и мэра Москвы Сергея Собянина. Последний пообещал отстранить организацию от строительства в столице, если она не достроит школу в срок.
Однако трудно сказать, что ответственность за отсутствие важных соцобъектов и дорог несут именно застройщики. План реновации согласовали с руководством республики и города, которых он устроил. Проект соципотечного «Салават Купере», годами ждавшего школу, помнится, тоже всех устраивал. А значит, это проблема города и республики.
«Я не имею право брать ответственность за город, но этот проект даже не муниципального масштаба. Это проект республики. К нему много внимания и на федеральном уровне», — заявил Габдулбаров.
Изначально будущий район позиционировали как «премиум-класс». Сейчас застройщик раскрывает философию проекта за полтриллиона как «равные возможности для людей с разным достатком». Обеспечит ли город эти возможности?