Posted 30 ноября 2022, 04:30
Published 30 ноября 2022, 04:30
Modified 30 ноября 2022, 04:30
Updated 30 ноября 2022, 04:30
Муниципальное унитарное предприятие (МУП) — это коммерческая организация, которая владеет собственностью, но не имеет права распоряжаться ей на свое усмотрение. То же самое касается и извлеченной прибыли. Фактически всем обладает государство, выделившее предприятию первоначальный капитал.
Сегодня в Казани 12 таких организаций, хотя в 2010 году их было 73. Через три года — к 2025-му, — согласно федеральному закону, их останется только две. Если МУП является игроком на конкурентном рынке, то он должен быть ликвидирован или реорганизован. На то у законодателей было несколько причин.
Во-первых, МУПы зачастую убыточны. Такое положение предприятиям выгодно, потому что при отрицательной рентабельности они получают субсидии. То есть, если они продемонстрируют эффективную работу, краник финансовой помощи от государства перекроется.
Во-вторых, за их деятельностью практически нет контроля: финансовую отчетность предприятия предоставлять не обязаны. В-третьих, МУПы имеют право на монополию в своей отрасли, что ухудшает конкурентную ситуацию в стране. А значит, вскоре большая часть МУП и ГУП превратятся в АО и ЗАО.
В Казани из 12 действующих МУПов останется только два: «Водоканал» и «Метроэлектротранс». По словам гендиректора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, эти предприятия — естественные монополии, от изменения их правового статуса существенных изменений не возникнет.
«В силу географических, социальных и иных причин монополия не может быть разделена, также нельзя искусственно создать ей конкуренцию. По естественным монополиям специально разрабатывалось законодательство, и все понимают их роль и необходимость обязательного контроля над ними», — заявил Журавлев.
У горожан сложилась не самая положительная картина работы «Водоканала». За 13 лет — более 14 тысяч аварий из-за сетей, которые требуют срочного вмешательства, уровень их ветхости превышает 70%. Коммуникации в городских поселках и вовсе находятся на последнем издыхании — у 90% коммунального хозяйства вышел срок службы.
Из-за аварий жители города сутками остаются без воды, улицы превращаются в полосу препятствий, водители ищут пути объезда провалов в земле. О Третьем Северном коллекторе, наверно, и не нужно напоминать — ремонт злосчастного участка с 95% изношенностью длится уже год.
Депутат Госдумы Айрат Фаррахов отмечает, что с изменением организационной формы предприятия резкого снижения числа жалоб на его работу не произойдет.
«Жалобы — это следствие недовольства людей той услугой, которую предприятия предоставляют. На эффективность организаций должен повлиять целый ряд иных методов: если мы говорим о „Водоканале“, это значительно более высокая государственная поддержка, замена сетей, программа водоснабжения», — считает он.
По подсчетам специалистов «Водоканала», чтобы исправить все проблемы, что накопились за годы, необходимо 65 млрд рублей. В 2010 на модернизацию требовалось куда меньше — 30 млрд. Тем не менее, ни той, ни другой суммы у предприятия и города нет — вся надежда на федеральные программы.
И здесь не все гладко: как обычно, проблема в деньгах, точнее в их отсутствии. 32% трамваев, 58% троллейбусов и 125 км контактной сети изношены. Только ремонт последних оценивают в 533 млн рублей. Модернизация 35 км кабельных линий обойдется в 211 млн рублей, а ремонт трамвайных путей — в 3,5 млрд рублей.
Из-за этого пассажиры зачастую так и не доезжают до пункта Б: в новостных сводках пестрят зеленые ряды вставших троллейбусов, сошедшие с рельсов трамваи. Впрочем, последнее — меньшее из двух зол. Большее — возгорания, в 2020 году горящий трамвай даже стал мемом в интернете.
На фоне всего перечисленного «Метроэлектротранс» фиксирует огромные убытки. Потери за 2021 год составляют 935,3 млн рублей, за последние 5 лет — 4 млрд рублей.
«Естественно, сначала нужно улучшить качество работы. А потом, когда получилось и актив стал более интересным, но он, например, городу не нужен, можно и преобразовывать. А вот как улучшить — универсальной таблетки нет. Большинство этих предприятий имеют единственного основного заказчика — город. Соответственно, так как город является основным клиентом, он имеет право требовать, имеет право проверять», — сказал депутат Казгордумы Алексей Серов.
В этом году Казань спустилась с 3 на 4 место в рейтинге по качеству общественного транспорта. Вероятно, подвели горящие автобусы. Для создания мемов случаев пока недостаточно, а вот для жалоб и страха общественности — прилично. За две недели этой осени на въезде в город сгорели два автобуса. К счастью, обошлось без жертв.
В 2021 году озвучивались планы по обновлению 250 автобусов. Однако из-за сложившейся экономической обстановки выполнить их не удалось: стоимость «НЕФАЗов» после 24 февраля выросла с 12,5 млн до 15-16 млн рублей. Перевозчики, в том числе не муниципальные, ждут помощи от государства.
Из-за затрат на расходы, включающие в себя топливо, цена которых неизбежно растет, стоимость проезда увеличится на два рубля — до 38 рублей за наличный расчет и до 33 рублей при оплате картой.
Серов считает, что нужно «впускать на поляну конкурентов» там, где это возможно, и поддерживать их через открытые рыночные процедуры. Он привел в пример питерскую «Транспортную концессионную компанию», реализующую проект высокоскоростного трамвая «Чижик».
«Город получил качественный, работающий, красивый транспорт. Это не отменяет работу муниципального транспорта, а дополняет и позволяет в последующем потребителям сравнить качество услуг и их цену. Такие практики, я считаю, необходимы», — говорит Серов.
В Казани сфера общественного транспорта представлена не только муниципальными предприятиями. Однако питерского эффекта это не дает. Надежды на то, что реорганизация МУП «ПАТП» исправит ситуацию, невероятно малы.
«Любая реорганизация — это изменение организационно-правовой формы. Мы же не наблюдаем изменение принципов ее работы, мы наблюдаем лишь изменение юридической оболочки, а это всегда шаг к последующей продаже. <…> АО — это несколько владельцев. Город может утратить свой контрольный пакет, либо размыть, либо полностью продать. В любом случае это не очень хороший шаг с точки зрения контроля над имуществом и эффективностью предприятия», — сказал Серов.
В случае с «ПАТП» реорганизация может обернуться неожиданным образом. предприятие обслуживает почти 20 автобусных маршрутов, и в случае изменения формы собственности может разделиться на несколько мелких игроков — неизвестно, сможет ли новый собственник потянуть такой объем работы.
Учитывая объем проблем, накопившихся в транспортной отрасли, игрокам придется искать выход из ситуации. С равным успехом им могут стать экономическое чудо, когда организации окажутся безубыточными, или откат транспортной реформы, в результате которой Казань избавилась от маршруток.
Сфера ритуальных услуг — исторически «темная» — вызывала немало нареканий горожан. В 2017 году теперь уже экс-директора «Ритуала» Павла Чепиленко осудили за мошенничество в особо крупном размере. Сообщалось, что он потребовал от поставщика камня заплатить за заключение с ним контракта.
Однако в последние годы в отрасли понемногу наводится порядок: устанавливаются требования к захоронениям, звучат обещания наконец построить в Казани крематорий. Ранее эксперты заявляли, что его появление могло бы снизить цены на услуги: кремация примерно в четыре раза дешевле традиционных похорон.
Последствия изменения формы собственности МУП «Ритуал» будут зависеть от способности государства регулировать отрасль: пока есть надежда на установление здоровой конкуренции и опасения наступления хаоса.
Примечательно, что МУПы, которые реорганизованы не будут, получают больше всего жалоб, а их руководители — самую большую зарплату. Ежемесячный доход гендиректора МУП «Метроэлектротранс» Айдара Абдулхакова составляет почти 253 тысячи рублей, а гендиректора «Водоканала» Андрея Егорова — 233 тысячи.
Для сравнения, руководители «ПАТП» и «Ритуал», которые ждет реорганизация, получают от 143 до 189 тысяч рублей в месяц.
В городе пока работают и другие предприятия: «Городское благоустройство» и «Дирекция муниципальных и жилищных программ», «Горводзеленхоз» и «Центр подготовки исходной документации», «Служба технадзора за реализацией городских программ» и «Городские мосты», а также «ДРЭУ Кировского района» и «ЖКУ Московского района».
Журавлев считает, что реорганизация лишь даст дополнительные возможности. А улучшится ли работа, будет зависеть уже от самих предприятий.
«Улучшить работу можно исключительно госконтролем, тем более, что антимонопольное законодательство такую возможность дает. Цены естественных монополий, списки услуг и то, как они оказываются, все должно контролироваться антимонопольным комитетом», — говорит эксперт.
А значит, на реформу больших надежд казанцы могут не возлагать.
Элина Турышева