Posted 30 ноября 2022, 04:30

Published 30 ноября 2022, 04:30

Modified 30 ноября 2022, 04:30

Updated 30 ноября 2022, 04:30

Несгибаемая стабильность: почему реорганизация МУПов ничего не изменит

30 ноября 2022, 04:30
Фото: 1MI
Согласно российскому законодательству, все МУПы должны быть реорганизованы или ликвидированы к 2025 году. К такому решению подтолкнула убыточность таких предприятий. Однако эксперты сомневаются в его эффективности. Чем обернется эта реформа — в материале Inkazan.

Почему дни МУПов сочтены

Муниципальное унитарное предприятие (МУП) — это коммерческая организация, которая владеет собственностью, но не имеет права распоряжаться ей на свое усмотрение. То же самое касается и извлеченной прибыли. Фактически всем обладает государство, выделившее предприятию первоначальный капитал.

Сегодня в Казани 12 таких организаций, хотя в 2010 году их было 73. Через три года — к 2025-му, — согласно федеральному закону, их останется только две. Если МУП является игроком на конкурентном рынке, то он должен быть ликвидирован или реорганизован. На то у законодателей было несколько причин.

Во-первых, МУПы зачастую убыточны. Такое положение предприятиям выгодно, потому что при отрицательной рентабельности они получают субсидии. То есть, если они продемонстрируют эффективную работу, краник финансовой помощи от государства перекроется.

Во-вторых, за их деятельностью практически нет контроля: финансовую отчетность предприятия предоставлять не обязаны. В-третьих, МУПы имеют право на монополию в своей отрасли, что ухудшает конкурентную ситуацию в стране. А значит, вскоре большая часть МУП и ГУП превратятся в АО и ЗАО. 

В Казани из 12 действующих МУПов останется только два: «Водоканал» и «Метроэлектротранс». По словам гендиректора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, эти предприятия — естественные монополии, от изменения их правового статуса существенных изменений не возникнет.

«В силу географических, социальных и иных причин монополия не может быть разделена, также нельзя искусственно создать ей конкуренцию. По естественным монополиям специально разрабатывалось законодательство, и все понимают их роль и необходимость обязательного контроля над ними», — заявил Журавлев.

МУП «Водоканал»: в ожидании «иных методов»

У горожан сложилась не самая положительная картина работы «Водоканала». За 13 лет — более 14 тысяч аварий из-за сетей, которые требуют срочного вмешательства, уровень их ветхости превышает 70%. Коммуникации в городских поселках и вовсе находятся на последнем издыхании —  у 90% коммунального хозяйства вышел срок службы.

Из-за аварий жители города сутками остаются без воды, улицы превращаются в полосу препятствий, водители ищут пути объезда провалов в земле. О Третьем Северном коллекторе, наверно, и не нужно напоминать — ремонт злосчастного участка с 95% изношенностью длится уже год.

Депутат Госдумы Айрат Фаррахов отмечает, что с изменением организационной формы предприятия резкого снижения числа жалоб на его работу не произойдет. 

«Жалобы — это следствие недовольства людей той услугой, которую предприятия предоставляют. На эффективность организаций должен повлиять целый ряд иных методов: если мы говорим о „Водоканале“, это значительно более высокая государственная поддержка, замена сетей, программа водоснабжения», — считает он.

По подсчетам специалистов «Водоканала», чтобы исправить все проблемы, что накопились за годы, необходимо 65 млрд рублей. В 2010 на модернизацию требовалось куда меньше — 30 млрд. Тем не менее, ни той, ни другой суммы у предприятия и города нет — вся надежда на федеральные программы.

МУП «Метроэлектротранс»: «универсальной таблетки нет»

И здесь не все гладко: как обычно, проблема в деньгах, точнее в их отсутствии. 32% трамваев, 58% троллейбусов и 125 км контактной сети  изношены. Только ремонт последних оценивают в 533 млн рублей. Модернизация 35 км кабельных линий обойдется в 211 млн рублей, а ремонт трамвайных путей — в 3,5 млрд рублей.

Из-за этого пассажиры зачастую так и не доезжают до пункта Б: в новостных сводках пестрят зеленые ряды вставших троллейбусов, сошедшие с рельсов трамваи. Впрочем, последнее — меньшее из двух зол. Большее — возгорания, в 2020 году горящий трамвай даже стал мемом в интернете.

На фоне всего перечисленного «Метроэлектротранс» фиксирует огромные убытки.  Потери за 2021 год составляют 935,3 млн рублей, за последние 5 лет — 4 млрд рублей.

«Естественно, сначала нужно улучшить качество работы. А потом, когда получилось и актив стал более интересным, но он, например, городу не нужен, можно и преобразовывать. А вот как улучшить — универсальной таблетки нет. Большинство этих предприятий имеют единственного основного заказчика — город. Соответственно, так как город является основным клиентом, он имеет право требовать, имеет право проверять», — сказал депутат Казгордумы Алексей Серов.

МУП «ПАТП»: «нужно впускать на поляну конкурентов»

В этом году Казань спустилась с 3 на 4 место в рейтинге по качеству общественного транспорта. Вероятно, подвели горящие автобусы. Для создания мемов случаев пока недостаточно, а вот для жалоб и страха общественности — прилично. За две недели этой осени на въезде в город сгорели два автобуса. К счастью, обошлось без жертв.

В 2021 году озвучивались планы по обновлению 250 автобусов. Однако из-за сложившейся экономической обстановки выполнить их не удалось: стоимость «НЕФАЗов» после 24 февраля выросла с 12,5 млн до 15-16 млн рублей. Перевозчики, в том числе не муниципальные, ждут помощи от государства.

Из-за затрат на расходы, включающие в себя топливо, цена которых неизбежно растет, стоимость проезда увеличится на два рубля — до 38 рублей за наличный расчет и до 33 рублей при оплате картой.

Серов считает, что нужно «впускать на поляну конкурентов» там, где это возможно, и поддерживать их через открытые рыночные процедуры. Он привел в пример питерскую «Транспортную концессионную компанию», реализующую проект высокоскоростного трамвая «Чижик».

«Город получил качественный, работающий, красивый транспорт. Это не отменяет работу муниципального транспорта, а дополняет и позволяет в последующем потребителям сравнить качество услуг и их цену. Такие практики, я считаю, необходимы», — говорит Серов.

В Казани сфера общественного транспорта представлена не только муниципальными предприятиями. Однако питерского эффекта это не дает. Надежды на то, что реорганизация МУП «ПАТП» исправит ситуацию, невероятно малы.

«Любая реорганизация — это изменение организационно-правовой формы. Мы же не наблюдаем изменение принципов ее работы, мы наблюдаем лишь изменение юридической оболочки, а это всегда шаг к последующей продаже. <…> АО — это несколько владельцев. Город может утратить свой контрольный пакет, либо размыть, либо полностью продать. В любом случае это не очень хороший шаг с точки зрения контроля над имуществом и эффективностью предприятия», — сказал Серов.

В случае с «ПАТП» реорганизация может обернуться неожиданным образом. предприятие обслуживает почти 20 автобусных маршрутов, и в случае изменения формы собственности может разделиться на несколько мелких игроков — неизвестно, сможет ли новый собственник потянуть такой объем работы.

Учитывая объем проблем, накопившихся в транспортной отрасли, игрокам придется искать выход из ситуации. С равным успехом им могут стать экономическое чудо, когда организации окажутся безубыточными, или откат транспортной реформы, в результате которой Казань избавилась от маршруток.

МУП «Ритуал»: в ожидании крематория

Сфера ритуальных услуг — исторически «темная» — вызывала немало нареканий горожан. В 2017 году теперь уже экс-директора «Ритуала» Павла Чепиленко осудили за мошенничество в особо крупном размере. Сообщалось, что он потребовал от поставщика камня заплатить за заключение с ним контракта.

В городе, где не хватает мест для погребения, хоронят на якобы закрытых кладбищах, хотя стоимость организации таких похорон зачастую «кусается». На сам «Ритуал», которым ныне руководит Константин Винников, заводили дело за заключение антиконкурентных соглашений на эвакуацию тел умерших.

Однако в последние годы в отрасли понемногу наводится порядок: устанавливаются требования к захоронениям, звучат обещания наконец построить в Казани крематорий. Ранее эксперты заявляли, что его появление могло бы снизить цены на услуги: кремация примерно в четыре раза дешевле традиционных похорон.

Последствия изменения формы собственности МУП «Ритуал» будут зависеть от способности государства регулировать отрасль: пока есть надежда на установление здоровой конкуренции и опасения наступления хаоса.

Спасет ли реорганизация

Примечательно, что МУПы, которые реорганизованы не будут, получают больше всего жалоб, а их руководители — самую большую зарплату. Ежемесячный доход гендиректора МУП «Метроэлектротранс» Айдара Абдулхакова составляет почти 253 тысячи рублей, а гендиректора «Водоканала» Андрея Егорова — 233 тысячи.

Для сравнения, руководители «ПАТП» и «Ритуал», которые ждет реорганизация, получают от 143 до 189 тысяч рублей в месяц.

В городе пока работают и другие предприятия: «Городское благоустройство» и «Дирекция муниципальных и жилищных программ», «Горводзеленхоз» и «Центр подготовки исходной документации», «Служба технадзора за реализацией городских программ» и «Городские мосты», а также «ДРЭУ Кировского района» и «ЖКУ Московского района».

Журавлев считает, что реорганизация лишь даст дополнительные возможности. А улучшится ли работа, будет зависеть уже от самих предприятий.

«Улучшить работу можно исключительно госконтролем, тем более, что антимонопольное законодательство такую возможность дает. Цены естественных монополий, списки услуг и то, как они оказываются, все должно контролироваться антимонопольным комитетом», — говорит эксперт.

А значит, на реформу больших надежд казанцы могут не возлагать.

Элина Турышева