Мухаметшин родился в 1947 году в Альметьевске. Там же закончил техникум газовой промышленности и устроился на завод. За семь лет он успел поработать токарем, шофером и слесарем. Но выбрал партийный путь: сначала стал инструктором горкома ВЛКСМ, после — отдела горкома КПСС, а к 80-м годам дорос до зампредседателя исполкома Альметьевского горсовета.
В 1989 году Мухаметшин получил должность министра торговли республики, проработав в кабмине Татарии всего 1 год. В книге «Фарид Мухаметшин. Виражи судьбы», вышедшей в 2022 году в издательстве «Идел Пресс» под авторством Антона Шабардина, он признавался, что воспринимает это назначение как одно из самых серьезных испытаний в жизни. Это особенно сильно, по его словам, переживала жена. Она боялась, что его подставят.
«Я ей: „Луиза, ну, что я могу сделать — партбилет отбирают…“» — сообщалось в книге. Билет для него значил много. Сам он рассказывал, что до сих пор хранит партбилет отца, который стал коммунистом в 1942 году и «ни разу в жизни не скомпрометировал ни себя, ни партию», при этом, «оставаясь человеком своего поколения, не мог принять политику Горбачёва».
На очередной должности — первого секретаря Альметьевского горкома КПСС — Мухаметшин тоже проработал недолго: в 1990 году его назначили зампредседателя Совета министров Татарии. Еще год спустя он станет председателем Верховного Совета Татарстана. Однако это уже совсем другая история.
Трепетное отношение к партбилету, покорное следование партийной судьбе и размышления над позицией отца показывают, что Мухаметшин уже тогда был человеком системы. «Он как человек государственной машины очень быстро адаптировался к изменяющейся ситуации. Возможно даже каким-то образом предвидел это изменение», — замечает собеседник Inkazan.
В момент распада СССР Мухаметшин занимал пост председателя Верховного Совета республики. Предложение баллотироваться на эту должность поступило от первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева. В связи с учреждением должности президента, он должен был отдать кресло председателя Совета.
В книге «Фарид Мухаметшин. Виражи судьбы», вышедшей в 2022 году в издательстве «Идел Пресс» под авторством Антона Шабардина, он признавался, что не был уверен в успехе: видел, какие «зубры» собрались в Совете и даже считал это авантюрой. Первые секретари из «старой гвардии» проголосовали против Мухаметшина. Для них победа столь молодого и неопытного депутата была ударом по самолюбию. Но большинство поддержало инициативу Шаймиева.
«Природные терпение и такт, опыт альметьевской школы администрирования, порядочность, ответственность и мудрость, связанные в том числе и с тем, в какой семье он воспитывался, — всё это позволило ему разруливать самые сложные ситуации. Все наши договорённости он проводил в жизнь», — рассказывал Шаймиев в той же книге.
Мухаметшин считает, что в истории останется человеком, который настоял, что Татарстан объявит о суверенитете, проведет референдум, но останется в составе России, писало «Бизнес Online». В борьбу за суверенитет, впрочем, он включился не сразу — декларация о нем была принята до того, как он возглавил Совет. Но тогда он появлялся на площади Свободы, пестревшей националистическими лозунгами.
Человек, благодаря которому Татарстан в свое время «взял столько суверенитета, сколько мог проглотить», не знал татарского языка. Ему, живущему в ТАССР татарину, он был не нужен. Но когда владение им стало условием для успешного построения карьеры, — в 45 лет — Мухаметшин взялся за учебник, читал книги татарских писателей и уточнял у коллег значение слов.
Несмотря на это, собеседник Inkazan считает Мухаметшина политиком национального толка. Во многом за его жесткие заявления касательно национальной политики. «Он четко выражал точку зрения, Шаймиева. Что на самом деле Мухаметшин думал, сторонником какой политической системы он являлся — это очень интересный вопрос», — сказал он.
Выполнив главную задачу, стоявшую перед ним в Верховном Совете, Мухаметшин в 1995 году возглавляет правительство региона. В эти годы Шаймиев начинает единолично определять политику республики, что вызвало недовольство у части истеблишмента, которое вылилось в «бунт глав» 1998 года. Бунтовщики проиграли, а Мухаметшин стал спикером Госсовета.
Описывая сложные 90-е годы, важно помнить, что они не были монолитными. Когда стало понятно, что президент России Борис Ельцин не пойдет на новый срок, Шаймиев принял парадигму, в которой в дальнейшем Татарстан со всем своим суверенитетом будет идти в кильватере Москвы. Очевидно, нужен был спикер, который справится с такой сменой курса.
Его преемником на должности премьер-министра стал тогда малоизвестный министр финансов, а ныне глава республики Рустам Минниханов. Очевидно, два политика смогли найти контакт. Мухаметшин не вмешивался в работу кабмина, а Минниханов после переутверждал его на новые сроки. Мухаметшин держится в кресле спикера вот уже 25 лет.
«Когда Минниханов стал премьер-министром, среди некоторых министров ходило мнение: „Назначили кого-то из деревни, сейчас он всё завалит, его с позором изгонят“. Мухаметшин, может, так и думал, но этого не показал. Это человек, который просчитывает не просто на год вперед — на десятилетие», — объяснил собеседник Inkazan.
Сегодня Мухаметшин — истинный государственник. Он участвует в обновлении Конституции России, регулярно летает в Москву на совещания, практически всегда поддерживает линию партии, подавляет любые «бунты» на заседаниях Госсовета. А еще просит поддерживать федеральных коллег и с высоты президиума за все благодарит президента России Владимира Путина.
Пожалуй, единственным громким случаем, когда Мухаметшин высказывался не в рамках линии федерального центра, стал «языковой скандал» — отмена обязательного изучения татарского языка в школах. Спикер Госсовета заявлял, что это вносит раскол в общество и публично отчитывал «око государево» — тогда еще прокурора Татарстана Илдуса Нафикова.
На встрече с Путиным в рамках подготовки поправок в Конституцию страны он поднял вопрос о возможном ущемлении национальных языков в документе. Но дело решилось миром: серьезного столкновения Татарстана и федерального центра не произошло. Хотя нельзя исключать, что эта ситуация отразилась на поведении Мухаметшина.
Когда республика лишилась должности президента, а вместе с ней и остатков суверенитета, за который боролся Мухаметшин, он был деликатен в высказываниях. Спикер заявлял, что в Татарстане не делают из этого «большую трагедию», а все вопросы рассмотрят «аккуратно, в рамках полномочий». «Поверьте нам, все аккуратно сделаем, вы будете довольны», — говорил он.
Собеседник Inkazan отмечает, что долгожительство Мухаметшина доказывает, что он неконфликтный человек. По его словам, если спикер начинал кого-то отчитывать, это было якобы указание высших должностных лиц. Сам он с инициативами не выходил, следуя «линии партии». Поэтому якобы его нельзя назвать человеком Шаймиева — Мухаметшин человек всех и ничей. Сам себе на уме.
«Нельзя не выполнять федеральные законы, тем более конституционные, живя в одном государстве. Тем более в таких условиях, когда идет специальная военная операция. В этом правовом поле мы будем поддерживать все инициативы главы нашего государства», — говорил Мухаметшин после начала спецоперации.
Летом 2023 года бессменный спикер Госсовета допустил, что может покинуть свою должность. Якобы жена сказала: «Хватит, Фарид». Мухаметшин заявил, что посоветуется с Шаймиевым и Миннихановым, в том числе касательно подготовки его преемника. Он уже готов: бывший вице-премьер правительства Татарстана Марат Ахметов с 2019 года сидит в президиуме Госсовета.
В первый день Ахметова в парламенте Мухаметшин пристально смотрел на вице-спикера, особенно во время зачитывания своей биографии, где было указано, что он 21 год возглавлял парламент. Собеседник Inkazan замечает, что Ахметов должен был понаблюдать за работой созыва и набраться опыта к своему избранию спикером.
«Мухаметшин не производит впечатление дряхлого человека. Он живчик, четко оценивает, что происходит. Для него просидеть там еще пять лет не представляется нереалистичным. Когда был языковой скандал, Ахметов занял националистическую позицию. Говорят, что это не понравилось Москве. А окончательное утверждение спикера будет в Москве», — сказал он.
В 2023 году прошли выборы в Академию наук Татарстана. Мухаметшин стал академиком, возглавил организацию руководитель ГБУ «Безопасность дорожного движения» и брат главы республики Рифкат Минниханов. Собеседник Inkazan заявил, что место якобы предназначалось для Мухаметшина, однако в последний момент он от почетной пенсии отказался.
Согласно последней декларации о доходах от 2021 года, спикер Госсовета заработал 21,8 млн рублей в год или 1,8 млн рублей в месяц. Источник столь впечатляющего дохода остается неизвестным. При этом Мухаметшин всегда был крайне осторожен, замечает собеседник Inkazan: он не занимался бизнесом, не участвовал в финансовых спорах и лоббировании интересов.
Однако, как представитель истеблишмента Татарстана, он не был аскетом. В собственности спикера земельный участок, два дома, один из которых находится в самом центре Казани на улице Тельмана в пяти минутах ходьбы от Госсовета. Одно из главных и наиболее дорогих увлечений Мухаметшина — машины.
Спикер владеет двумя раритетными автомобилями: М-29 «Победа» 1954 года выпуска и ГАЗ-21 «Волга» 1963 года. За руль последней Мухаметшин периодически садится самостоятельно. В 2006 году по его инициативе был создан «Авторетроклуб-21», президентом которого является. Организация проводит парады ретротехники.
Доход супруги Мухаметшина — Луизы — в 2021 году составил 14,4 млн рублей. Сведений о том, что у нее есть свой бизнес, нет. По словам самого Мухаметшина, его супруга 40 лет проработала инженером в строительных компаниях Альметьевска, перебравшись в Казань только в 1991 году и став домохозяйкой.
Дочь Мухаметшина Лилия и его зять врачи. Спикер признавался, что помогал им, бюджетникам, финансово. Сын Дамир делает карьеру — не исключено, что готовится пойти по стопам отца. Он учился на экономиста в Казани, в 1994 году закончил калифорнийский Pacific Coast University. Работать начал еще в 1992-м в «Альметьевнефти». И карьера шла в гору.
Мухаметшин-младший трудился в Нацбанке Татарстана, в «Банке ЗЕНИТ», был депутатом Казгордумы. В 2015 году стал директором департамента ПАО «Татнефть» в Казани. Весь этот путь прошел вне публичного поля. Дети спикера Госсовета ничем не выделялись, в отличие от другой «золотой молодежи» не были замечены на тусовках, не фигурировали в скандалах.
По словам собеседника Inkazan, Мухаметшин в прямом и в переносном смысле глава семьи, то есть человек, который зарабатывает деньги. При этом понимающий, что бизнес всегда сопряжен с конфликтами, а в той стезе, которую он выбрал, конфликт играет против тебя.
«Он еще не хромая утка. Это человек, конечно, гениальный в плане аппаратного выживания. Нет таких примеров больше. Ему бы курсы какие-то вести. Понятно, что опытом он делиться не будет и, скорее всего, даже если он когда-нибудь напишет мемуары, они не будут отражать всей палитры той интереснейшей жизни и политической борьбы, которую он выдерживал на протяжении таких десятилетий», — заключил собеседник.
Фарид Мухаметшин — восьмой герой цикла Inkazan «Владельцы Татарстана», рассказывающего о людях, на которых держится экономическое могущество республики. Ранее мы писали о «народном» мэре Казани Камиле Исхакове, главе аппарата правительства Шамиле Гафарове, основателе компании «СМУ-88» Илье Вольфсоне, экс-директоре «Татнефти» Шафагате Тахаутдинове и нынешнем руководителе компании Наиле Маганове, а также о помощнике главы Татарстана Равиле Муратове.