В мае 2022 года стоимость проезда в общественном транспорте Казани при оплате наличными выросла до 36 рублей. При расчете банковской картой пассажиры отдавали 31 рубль, но с 9 января этого года эта сумма увеличилась до 35 рублей. И вот, Госкомитет Татарстана по тарифам снова объявил о росте цен.
С 1 января 2024 года проезд при оплате наличными будет стоить 42 рубля, картой — 38 рублей. И это ощутимый рост — в среднем на 9,5%. В самом комитете объясняют, что причины, по которым власти пошли на этот шаг, три: инфляция, из-за которой все подорожало, убытки от проезда льготной категории граждан и дефицит водителей.
Госкомитет удовлетворил требования перевозчиков — именно о таком повышении тарифов они просили еще в октябре этого года. И, несмотря на то, что даже глава муниципального «Метроэлектротранса» Айдар Абдулхаков заявлял, что для поддержания отрасли на плаву стоимость проезда должна быть выше, это издевательство. Собственно, именно так восприняли новость казанцы.
Значительная часть маршрутов общественного транспорта Казани находится в ведении муниципальных перевозчиков и лишь около трети отданы частным компаниям. Повышая цены на проезд, государство, цитируя автоэксперта Дмитрия Золотова, «вкладывается в частную лавочку». Потому что люди, которые работают в сфере перевозок, занимаются бизнесом. Можно подумать, что если получается плохо, не стоит им заниматься. Но поддержка найдется, пусть и из карманов горожан.
Иногда это принимает довольно странные формы. Например, в ответ на жалоб горожан на духоту в салонах этим летом минтранс Татарстана запустил голосование, предложив выбрать: поднять стоимость проезда до 47 рублей и установить кондиционеры или заходить в автобус как в Геенну огненную. Горожане выбрали второе.
Состояние подвижного состава, в целом, оставляет желать лучшего. Транспорт лопается на ходу, постоянно сходит с маршрутов из-за поломок. А летом перевозчики даже грозили, что ситуация может обернуться транспортным коллапсом. Плюс дождаться автобуса после 20:00 — то еще приключение.
Новый транспорт — обещанные еще в 2021 году 250 автобусов — появится неизвестно когда. Что, конечно, расстраивает, но уже не так сильно, если подумать, что для них вряд ли наберется водителей. Дефицит последних, возможно, говорит о не лучших условиях труда.
Видится, что спасти эту сферу могла бы полноценная реформа. Но мэрия Казани, успешно совершившая ее почти 20 лет назад и хваставшаяся этим на всю необъятную, повторять свой же опыт не спешит. А ведь если бы проезд в общественном транспорте был комфортным и удобным, люди были бы готовы платить. Возможно, даже больше 42 рублей.
Пока же такую сумму придется отдавать за билетик, больше напоминающий лотерейный: доедешь из точки А в точку Б или нет — тут как повезет.
С 1 июля 2024 года в Татарстане вырастут цены на услуги ЖКХ. Обычно повышение тарифов происходит два раза в год, но в этом году власти отошли от привычной практики. Не в последнюю очередь, думается, потому, что в марте пройдут выборы президента. А нагнетать обстановку в их преддверии — рост цен на коммуналку всегда воспринимается тяжело — не принято.
В июле цены вырастут в среднем на 10,8% — показатель довольно высокий. В Госкомитете Татарстана по тарифам назвали тому три причины. Первая — федеральная индексация тарифа. Вторая — рост стоимости энергоресурсов и увеличение расходов на оплату труда. И третья — особенно не успокаивающая тех, кто приходит в ужас от счетов, — рост средней зарплаты жителей региона.
Предполагается, что в среднем платежка казанцев вырастет на 500-600 рублей. С повышением оплаты по отдельным строкам в счетах за коммуналку можно согласиться. Например, с теми, из которых оплачивается труд дворников. Последних в городе критически мало из-за низких зарплат в этой сфере, отсюда и заваленные снегом дворы.
Повышение по отдельным строкам порой объясняют буквально необходимостью скинуться на общее дело. Так, летом 2022 года в Казани тариф на воду вырос на 13%. Это назвали «инвестиционной надбавкой» — деньги должны были пойти на ремонт сетей «Водоканала». В марте этого года стало известно, что с этим может помочь Фонд развития территорий. Но на вопрос, отменят ли «инвестиционную надбавку», в Госкомитете по тарифам отвечать не стали.
Зато власти наконец задумались, что с выполнением инвестпрограммы нужно поторопиться — даже создали специальную комиссию, которая будет следить за отчетами «Водоканала». К делу подключилась и прокуратура Татарстана, которая реагирует на аварии на сетях, а недавно возбудила административное дело на сотрудника «Водоканала» из-за порыва на улице Короленко. Случился он 3 ноября, аварийная бригада приехала на место лишь 22 ноября.
Внезапная активность в этом направлении объяснима: власти планируют направить на реконструкцию сетей 602 млн рублей, чтобы завершить работы к июню 2024 года и достойно провести саммит БРИКС следующей осенью. Главное, чтобы иностранные гости не столнулись с неприятными, но такими привычными казанцам «сюрпризами».
Уходящая неделя в Татарстане началась со штормового предупреждения: синоптики обещали сильные морозы. Ультраполярное вторжение набрало реальную силу в середине недели, и пока мороз только крепчает. На выходных столбик термометра в некоторых районах республики может опуститься до -40 градусов, хотя кое-где температура уже опускалась до -49.
В таких условия аварии на коммунальных сетях вызывают куда большее негодование: в Казани уже произошли авария на теплотрассе и несколько порывов водопроводов. Есть и хорошие новости: возможно, морозы отступят к середине следующей недели и декабрь закончится без погодных аномалий.
Пока все сидят по домам, не особо стремясь и нос из дома высунуть без необходимости, в интернете продолжаятся самая горячая дискуссия последних недель — одни обсуждают сюжетные повороты сериала «Слово пацана», другие — возможность запрета картины о подростковых группировках.
Смотреть картину, впрочем, хотят далеко не все. И мы разобрались, почему. Почитайте.