Posted 11 декабря 2019,, 15:03

Published 11 декабря 2019,, 15:03

Modified 17 сентября 2022,, 16:36

Updated 17 сентября 2022,, 16:36

Мусорная война: счета для мертвых, суды для живых

11 декабря 2019, 15:03
Жители поселка Салмачи продолжают бороться с региональным оператором по обращению с отходами УК «ПЖКХ», пытаясь добиться заключения индивидуальных договоров на вывоз мусора. Они уверены, что услуга вывоза отходов им не предоставляется, а их персональные данные распространяются с нарушениями.

В 2016 году на улице Черноплодная в Салмачах убрали контейнер для мусора. Часть местных жителей перестала оплачивать вывоз отходов. Долги перед компаниями накапливались, ссылаясь на это, министерство труда Татарстана перестало выплачивать людям субсидии. Жители Салмачей попытались заключить с регоператором индивидуальные договоры, но компания не согласилась. Люди уверены, причина в том, что в таком случае оплата для них будет в разы меньше.

На прошлой неделе жители встретились с представителями ПЖКХ, которые сообщили, что у них нет индивидуальных договоров, позволяющих платить за фактический объем вывезенного мусора, рассчитанный из количества прописанных, — только типовые. Как они могут заключить такое соглашение с теми, у кого нет даже мусорных площадок, людям не объяснили. Позже выяснилось, что заключить индивидуальные договоры можно, но это обойдется дороже — в них включат расходы на бензин и персонал.

В УК «ПЖКХ» Inkazan сообщили, что данная информация не соответствуют действительности, а компания работает в рамках федерального закона, по которому отказ в заключении договора на услугу «обращение с ТКО» со стороны регоператора возможен только в случае отсутствия технической возможности. «Если жители хотят заключить прямые договоры, им следует обратиться в наш клиентский офис и подать соответствующую заявку», — сообщили в пресс-службе ПЖКХ.

«Но для чего тогда разработан тариф, в него же уже включены все услуги? Тем более что, если к нам и будет приезжать машина, то она будет приезжать не каждый день, как ездит по всем контейнерам, а всего пару раз в месяц», — заявила Inakzan жительница Салмачей Наталья Барскова. Она рассказала, что ПЖКХ зарегистрировал досудебную претензию жителей. Его подписали 10 человек, которые намерены обращаться в суд. Это было повторное обращение — на предыдущее, написанное год назад, ответа люди не получили.

Барскова заявила, что это проблема не только жителей: магазины «Леруа Мерлен», «Агава-Строй», «Мегастрой», «Максидом» подавали в Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Татарстана жалобу на то, что регоператоры брали плату за вывоз мусора из расчета площади, которую занимает организация, а не по фактическому объему. По ее словам, ФАС встала на сторону бизнеса, теперь регоператоры обязаны рассчитывать платежи по объему мусора.

Летом УФАС сообщило, что получило 16 жалоб: 6 — на «Гринту» и 10 — на «УК «ПЖКХ». На последнюю зачастую жаловались из Казани, в основном торговые сети и центры. Большинство обращений связаны с нежеланием компании заключать договоры на вывоз отходов по фактическому объему накопления. По мнению предприятий, они не образуют столько отходов, сколько высчитывается по нормативу, порой прослеживается разница в десятки, а то и в сотни раз.

«Чем мы отличаемся от магазина? Ничем, сколько вывезли, пусть столько и берут, раз можно заключать индивидуальный договор», — сказала Барскова. Сейчас, по словам жителей, они много переплачивают: в месяц семья выносит 0,012 куба мусора, то есть 0,144 в год, а расчет отплаты идет за 2,5 куба в год на человека. «Это я пол-„Камаза“ должна одна набрать, а если у меня шесть человек, вы представляете, сколько „Камазов“ мусора мы должны набирать», — говорит Наталья.

Прокуратура уже накладывала штраф на ПЖКХ за использование персональных данных, но регоператор обжаловал его в мировом суде. Тогда же ведомство установило, что компания, будучи уведомленной об отсутствии контейнерных площадок, не предоставила другие емкости для сбора мусора. Жители Салмачей написали новую жалобу в прокуратуру: в квитанциях, которые присылает ПЖКХ, якобы используются данные, на использование которых люди не давали согласия.

В заявлении указано, что в платежных документах содержится неверная информация о количестве зарегистрированных по месту жительства. Причиной обращения стало и отсутствие контейнерных площадок близ улицы Черноплодной. Люди просят проверить законность действий или бездействия регоператора и обязать ПЖКХ устранить нарушения. В пресс-службе регоператора сообщили, что компания не предоставляет контейнеры для тех мест, что не вошли в территориальную схему по обращению с отходами.

В компании заявили: это обязанность владельцев земельных участков и органов местного самоуправления. Предоставление потребителей емкостей для размещения отходов не включено в тариф. «Однако УК „ПЖКХ“ в 2019 году было закуплено и установлено для муниципалитетов 500 евроконтейнеров. Для установки дополнительных емкостей или контейнерных площадок жители поселка Салмачи вправе обратиться в муниципалитет», — сообщили в компании.

В пресс-службе добавили, что «если площадка была сооружена по инициативе жителей, и по каким-то причинам не вошла в терсхему района, то ответственность за ее содержание также лежит на собственнике данной площадки».

К тому же жители Салмачей рассказали: теперь на их улицу приходят два счета на умерших людей. «Один умер в 2003 году, а другой в 2018, и на их имена приходят задолженности. Они же (ПЖКХ — Inkazan) не знают, сколько человек реально где живет. Ни одного человека к нам не приезжало, никто с нами не разговаривал и не уведомлял об обязательных договорах», — рассказывает Барскова. Она заверяет: люди согласны платить, но по индивидуальным договорам, заключения которых планируют добиться через суд.

В январе этого года вывозом мусора в Татарстане занялись два регоператора, ставшие монополистами в этой сфере. Часть юридических и физических лиц не хотят заключать с ними договоры, что отражается на собираемости платежей. Так в «УК „ПЖКХ“» заявили, что с января по сентябрь этого года с жителями заключили 98,5% договоров, собираемость по которым составила 85%. Юрлица подписали с компанией 73% соглашений, собираемость по которым — 45%.

"