Posted 27 ноября 2019,, 13:45

Published 27 ноября 2019,, 13:45

Modified 17 сентября 2022,, 16:34

Updated 17 сентября 2022,, 16:34

Давление серьезных людей или обмен активами: что стоит за приходом «СИБУРа» в Казань

27 ноября 2019, 13:45
ПАО «СИБУР Холдинг» планирует построить в Татарстане газоперерабатывающий завод (ГПЗ). Inkazan узнал мнение экспертов о том, что скрывается за приходом крупного игрока на поделенную региональными компаниями территорию, — давление федерального центра или обмен активами между компаниями.

На IX Петербургском международном газовом форуме «СИБУР» и «Газпром» подписали дорожную карту о сотрудничестве в рамках строительства газоперерабатывающего завода в Татарстане. Компании готовят технико-экономический анализ транспортировки этансодержащего газа с месторождения из Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), после чего будет принято окончательно решение о строительстве объекта.

Аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев заявил Inkazan, что проект необходим, если «СИБУР» настроен на выпуск готовой продукции с высокой добавленной стоимостью: транспортировка газа по трубе, которую предстоит построить, обойдется компании дешевле, чем перевозка товаров по автомобильным и железным дорогам. В Татарстане же есть компании, которые работают с пленкой и полиэтиленом — ГПЗ может производить для них сырье.

Нефтегазовый эксперт и преподаватель РАНХиГС Николай Манвелов считает, что насыщенность республики компаниями, связанными с химической и нефтехимической промышленностью, вызывает вопрос, почему ГПЗ хотят построить в республике. Он предположил, что таким образом компания намерена снизить издержки по переработки газа.

Вполне возможно, речь идет о том, что регион так или иначе интересен для «СИБУРа». Есть два варианта развития событий: первый — что «СИБУР» может таким образом пытаться зайти на ваш рынок», — сказал Манвелов. Второй вариант — что компания хочет более дешевым сырьем заинтересовать татарстанские предприятия для сотрудничества именно с федеральным холдингом.

По словам заместителя руководителя «Информационно-аналитического центра «Альпари» Натальи Мильчаковой, несмотря на то, что «СИБУР» уже имеет ряд предприятий в Приволжском федеральном округе, для компании важно зайти в Татарстан. Регион может стать хорошим рынком сбыта продукции, а к строительству ГПЗ могут быть привлечены иностранные инвесторы.

«Думаю, что без правительства такого решения бы просто не прошло. Хотя, — конечно, я не хочу в политику вдаваться, — нельзя же исключить, что какое-то давление было оказано. Потому что за „СИБУРом“ стоят достаточно серьезные люди, не только в Кремле. Поэтому, кто его знает, — могли и порекомендовать», — сказал Калачев.

15 октября этого года, спустя почти две недели после подписания соглашения, предправления ПАО «СИБУР Холдинг» Дмитрий Конов и зампредправления ПАО «Газпром» Виталий Маркелов в Казани встретились с главой Татарстана Рустамом Миннихановым. Они обсудили реализацию «совместных взаимовыгодных проектов», сообщила пресс-служба руководителя региона. Детали мероприятия не раскрывались.

Официальный представитель Казанского Кремля Лилия Галимова рассказала Inkazan, что Татарстан регулярно обсуждает возможность совместной реализации инвестпроектов с этими компаниями. Она заявила, что на встрече 15 октября обсуждалось в том числе и строительство ГПЗ в Казани. Однако до завершения исследований по проекту говорить о его деталях преждевременно.

Спустя несколько дней Конов раскрыл СМИ детали соглашения с «Газпромом». Так, исследовательско-подготовительная работа будет вестись около года. Галимова заявила, что проект ГПЗ «важен и нужен Татарстану» — впервые о нем заговорили еще в начале 90-х годов. Можно говорить о наращивании взаимодействия с холдингом по самому широкому кругу вопросов, сказала она.

Тогда инициатором проекта выступала сама республика, имевшая мощный нефтегазохимический комплекс, но он не был поддержан. Сегодня идея была реабилитирована федеральными компаниями, однако реализовать ее без согласия Татарстана фактически невозможно.

«Это будет не первый совместный проект „Газпрома“ и „СИБУРа“, корпорации уже работают вместе в проекте строительства Амурского ГПЗ. Не думаю, что общественность Казани и экологические активисты будут выступать против данного проекта, в других крупных городах России тоже есть ГПЗ, в том числе в Москве (хотя территориально он находится не в пределах города), то, что такие заводы могут работать, не представляя существенной экологической угрозы, проверено временем», — сказала Мильчакова.

В марте этого года Минниханов посетил площадку «ЗапСибНефтехима» в Тобольске, строительство которой завершает «СИБУР». О поездке вспомнили в октябре этого года, когда принимали программу развития нефтегазохимического комплекса Татарстана. После запуска сибирского предприятия республика может утратить лидерство по объему выпуска химической продукции среди российских регионов.

В республике замедляются и темпы химического производства, что в худшей перспективе может привести к потере ведущих позиций Татарстана в этой сфере. Борьба за новые рынки сбыта оборачивается не в пользу республики: ПАО «Татнефть» еще не начало строить важный с точки зрения импортозамещения завод по производству малеинового ангидрида, в то время как «СИБУР» приступил к его возведению прошлой зимой.

Гендиректор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафинат Яруллин заявлял, что «СИБУР» превращается в одну из крупнейших химических компаний. А Татарстан наращивает сотрудничество с федеральными структурами. По словам Галимовой, республика взаимодействует с «СИБУРом» в рамках двух дорожных карт. Речь идет о поставке сырья, в частности каучуков и пластмасс, и развитии научных технологий.

Калачев заявил, что приход крупного федерального игрока на территорию, где работают сильные местные игроки, во многом является странным решением. Калачев не исключил, что строительство ГПЗ в Татарстане может быть частью договоренностей, возникших при покупке «Татнефтью» активов «СИБУР Тольятти» и «Тольяттисинтез» — возможно, федеральная структура рассталась с ними в обмен на разрешение работать в республике.

О сделке стало известно в начале сентября. Тогда в «СИБУРе» заявили, что татарстанской компании объекты нужны для обеспечения вертикальной интеграции шинного комплекса. Гендиректор ООО «СИБУР» Михаил Карисалов заявлял, что перед началом сделки производство посещал лично глава «Татнефти» Наиль Маганов, продемонстрировав «ответственную позицию».

Федеральная структура продолжит сотрудничать с проданными активами в качестве партнера. Карисалов назвал расставание с ними «обдуманным шагом» — «СИБУР» намерен интегрировать в собственную сырьевую цепочку производства базовых полимеров глобальной мощности, перспективных среднетоннажных продуктов и премиальной специальной химии, сообщала пресс-служба компании.

«Вполне возможно речь идет об обмене активами в каком-то роде. Например, в свое время „Лукойл“, который имел достаточно серьезное количество АЗС на территории Татарстана, передал эти АЗС, если не ошибаюсь, „Татнефти“, а в обмен получил активы „Татнефти“ в других регионах России», — сказал Манвелов.

Федеральная структура рассматривала предложения о покупке других потенциальных покупателей, но остановилась на «Татнефти». Финансовые подробности сделки не раскрывались — Карисалов пообещал, что они будут отражены в отчетности. Калачев считает, что без согласования с «Татнефтью» строительство ГПЗ в Татарстане невозможно. «Все, что делается в Татарстане, контролируется руководством Татарстана», — сказал он.

Inkazan направил запрос в ПАО «СИБУР Холдинг» и ПАО «Татнефть» с просьбой прокомментировать возможное строительство ГПЗ и детали сделке о продаже активов в Тольятти. «Со сделкой с „Татнефтью“ по тольяттинским активам взаимодействие с Газпромом по возможным проектам в Татарстане никак не связано», — заявили в «СИБУРе». В компании отметили, что окончательного решения о реализации проекта нет - оно будет принято после его анализа.

"