Posted 8 февраля 2018, 08:30
Published 8 февраля 2018, 08:30
Modified 17 сентября 2022, 14:54
Updated 17 сентября 2022, 14:54
Череду «внезапных» назначений руководство Татарстана открыло в начале декабря прошлого года. 4 декабря министром образования и науки РТ стал Рафис Бурганов: глава комитета по экономике в Госсовете РТ. За плечами у него пост министра по делам молодежи и спорту РТ и главы исполкома Казани. С образованием его ничего не связывало. Уход Здунова в Дагестан продемонстрировал: назначение Бурганова вряд ли случайность, на лицо тенденция.
То, что портфель министра экономики РТ получил Абдулганиев, стало неожиданностью. На протяжении последних 2 дней казанские СМИ анализировали, кто может сменить Здунова. Издания апеллировали к логике и называли релевантных кандидатов. Издание "Бизнес online", например, в числе возможных кандидатов упомянуло двух замов Здунова - Рустема Сибгатуллина и Наталью Таркаеву, а также бизнес-омбудсмена Тимура Нагуманова и других. По словам собеседника Inkazan, выбор осуществляется между Нагумановым и главой АИР РТ Талией Минуллиной. Вчера появилась еще одна интересная новость: мэр Альметьевска Айрат Хайруллин сообщил на сессии, что глава РТ Рустам Минниханов позвал его вернуться в Казань на работу. На что Хайруллин ответил отказом. О какой должности шла речь неизвестно. Однако сегодня все оказалось совсем иначе.
Абдулганиев родился в 1976 году в Казани. За плечами у него престижный Казанский финансово-экономический институт и московская школа управления “Сколково”. В его официальной биографии сообщается, что он до 2009 года работал заместителем председателя комитета экономического развития исполкома Казани. Затем в течение 6 лет был мэром Деревни Универсиады, замом генерального директора АНО «Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года». В сентябре 2015 года на повышение пошел министр экологии и природных ресурсов РТ Артем Сидоров, став главой Росприроднадзора. И его преемником внезапно оказался Абдулганиев. Кадровое решение было неожиданным, поскольку мэр студенческого кампуса не имел опыта работы по профилю. Судя по его биографии, его знакомство с вверенной ему сферой экологии и природных ресурсов ограничивалось тем, что он окончил экологический лицей.
С экономикой у него отношения более тесные. В 2015 году он защитил докторскую диссертацию по экономике на тему «Формирование и развитие таксономической концепции экономического пространства в условиях перехода к постиндустриальному технологическому укладу». У него есть преподавательский стаж в КФУ, он читал курсы «Маркетинг муниципального образования», «Управление закупками и продажами для муниципальных нужд», «Управление муниципальным заказом». Является соавтором нескольких научных трудов: «Оценка инвестиционных проектов муниципальных предприятий», учебное пособие, авторы — С. И. Сабиров, М. М. Кораблев, Ф. С. Абдулганиев, Казань, 2011; «Анализ социально-экономического эффекта от проведения Универсиады 2013 для муниципального образования города Казани», авторы — Ф. С. Абдулганиев, М. М. Кораблев, 2012, «Актуальные вопросы модернизации экономики региона», автор — Ф. С. Абдулганиев, Казань, 2012.
За годы работы Абдулганиева министром экологическая ситуация не стала ни хуже, ни лучше, чем при Сидорове. Однако трудно представить, что кандидатурой Абдулганиева мог бы заинтересоваться федеральный центр и позвать его на работу в тот же Росприроднадзор или российское минэкологии.
Еще более странно выглядит повышение Шадрикова. Видимо, у руководства Татарстана вошло в традицию ставить во главу министерства экологии и природных ресурсов случайных людей. Новоиспеченный министр родился в селе Дрожжаное в 1971 году. Трудовую деятельность начал в 1998 году в Дрожжановском районе, в разные периоды возглавляя местный отдел минэкономики РТ, бюро технической инвентаризации, работал замглавы района. В 2011-2013 годах занимал руководящие посты в Засвияжском районе Ульяновска, после чего вернулся в Дрожжановский район, возглавив его в 2013 году.
У Шадрикова две специальности: преподаватель физики и информатики (диплом КГУ) и юрист (диплом Чувашского университета). С экологией его не связывает, судя по биографии, ничего, кроме общих знаний, которые есть у каждого человека. Более того, в случае с Шадриковым не оправдывается даже расхожее мнение, что министру не нужно ни образование, ни опыт работы по профилю. Достаточно быть хорошим управленцем.
Дрожжановский район занял в рейтинге Inkazan 44, предпоследнее место по социально-экономическому развитию. В 2014 году Шадрикова раскритиковал министр внутренних дел Татарстана Артем Хохорин. Он возмутился тем, что тогда еще глава района приехал на коллегию по безопасности дорожного движения к зданию кабмина РТ на тонированном автомобиле. Это — нарушение ПДД.
«Кое-кто из высоких руководителей считает нормальным приехать к зданию правительства республики на наглухо затонированной автомашине», — сказал 10 декабря 2014 года Хохорин, пояснив, что речь идет о Шадрикове. Чиновник с места заявил Хохрину, что данные ложны. На это Хохорин ответил, что у него ложных сведений быть не может. Сам Шадриков в тот день отказался комментировать прессе претензии к нему главы МВД.
Повышение Шадрикова с должности главы района до министра логично только с точки зрения продвижения по карьерной лестнице: снизу вверх. Однако параллельно с ним пост министра – лесного хозяйства – получил Равиль Кузюров. Он с 2013 года был главой Нурлатского района. Туда он пришел с поста заместителя министра экологии и природных ресурсов, которые занимал в течение 3 лет. Его возвращение в министерство выглядело бы, как минимум, логичным.
Череда кадровых решений за последний период демонстрирует: в Татарстане отсутствуют социальные лифты. У молодых специалистов нет стимула честно и самоотверженно трудиться на госслужбе, чтобы подняться до руководителя ведомства. Здунов был чуть ли не последним в Татарстане министром, который получил портфель, проработав несколько лет на посту заместителя.