Posted 12 мая 2021, 18:05

Published 12 мая 2021, 18:05

Modified 20 августа, 15:11

Updated 20 августа, 15:11

Нет страны, застрахованной от «черных лебедей»: спасет ли нас запрет продажи оружия

12 мая 2021, 18:05
После стрельбы в казанской гимназии президент России Владимир Путин поручил проработать вопрос ужесточения правил оборота гражданского оружия. Поможет ли эта мера избежать подобных трагедий или дело вовсе не в оружии — в материале Inkazan.

Накануне в 175-й казанской гимназии 19-летний Ильназ Галявиев расстрелял школьников и учителей. 9 человек скончались, 23 пострадали. На допросе стрелок заявил, что «родился богом». Вскоре выяснилось, что разрешение на оружие он получил перед майскими праздниками — 28 апреля. На Галявиева было оформлено гладкоствольное ружье Hatsan Escort PS. СМИ сообщали, что психолог, выдавший справку «убийце», отклонений у него не увидела.

После трагедии Путин потребовал срочно заняться ужесточением правил оборота гражданского оружия. Глава Росгвардии Виктор Золотов должен был проработать новое положение о видах оружия, которое могут использовать граждане. Аналогичное поручение уж давалось после стрельбы в керченском колледже в 2018 году. Тогда Росгвардия подготовила ряд поправок, которые не были одобрены.

В этот раз профильный комитет Госдумы одобрил законопроект, ужесточающий правила оборота оружия. Согласно ему, оружие не смогут купить россияне с двумя и более судимостями, уличенные в пьяной езде, отказавшиеся проходить медосвидетельствование. Документ, который рассмотрят 18 мая, предполагает запрет на распространение инструкций по изготовлению огнестрельного оружия.

Inkazan узнал у экспертов, поможет ли ужесточение законодательства впредь избежать трагедий.

«Не в оружии дело, а дело в голове»

По мнению Генерала ФСБ Александра Михайлова, ужесточение выдачи лицензий на оружие — это санитарная мера. По словам Михайлова, Россия занимает 68 место в мире по количеству оружия на душу населения. При этом за последние 10 лет было не более 5 случаев, когда легально зарегистрированное оружие применялось в преступных целях.

«Здесь не в оружии дело, а дело в голове. Если у человека башни нет, то какая ему разница: психопат может взять бейсбольную биту и топор и пойти убивать», — заявил Михайлов Inkazan. По его словам, те, кто покупает оружие легально, понимают свою ответственность как в части его хранения, так и в части использования.

«Сейчас появляются дикие предложение увеличить возраст права на оружие до 21 года. То есть в армии в 18 лет мы сажаем человека за пульт управления стратегической ракетой, а ружье ему дадим в 21? Бред же», — продолжил он.

Чтобы не допустить повторения трагедии, по мнению Михайлова, необходимо заставить всех выполнять все инструкции — сейчас даже многие охранники не знают своих обязанностей.

«От гражданского оружия в год погибают в среднем 550 человек»

Против ужесточения получения лицензии на оружие высказался и председатель правления организации «Право на оружие» Вячеслав Ванеев. По его словам, российское оружейное законодательство — самое жесткое в мире. Ужесточение может быть только в виде полного запрета, но это не поможет.

«Если нашелся какой-то псих, который решил убить или еще что-то сделать, то он может пойти получить права или угнать грузовик, приехать в ту же самую школу и давить детей, подобный случай был во Франции», — считает он. Ванеев считает, что нужно заранее вычислять людей, способных совершить преступление и работать с ними.

По его словам, в России живет около 4 млн владельцев гражданского оружия, у которых на руках около 6 млн стволов. При этом в черном криминальном обороте находится около 20 млн боевого оружия, включая взрывчатку, ракеты и даже мини-танки. При этом легальные владельцы оружия — самые законопослушные граждане, считает эксперт.

«От гражданского оружия в год погибают в среднем 550 человек. ⅔ — это самоубийства и нарушения техники безопасности. Осознанных убийств около 150. Ежегодно от хозяйственных ножей, сковородок, табуреток погибает свыше 30 тысяч человек, в автомобильных происшествиях — больше 35 тысяч, от наркотиков — более 100 тысяч», — сказал Ванеев.

«Это вопрос системы»

Российский политолог Александр Асафов считает, что у решения вопроса, касающегося оружия, есть несколько направлений. Одним поднятием возраста здесь не ограничишься: необходимо прорабатывать выдачу справок или введения института кандидатского статуса, как это было при вступлении в охотничье общество в СССР.

«Проблема не решается одним законодательным изменением, это вопрос системы, куда входит регулярная диспансеризация владельцев оружия, вопрос наложения баз данных — если человек совершал административные правонарушения в нетрезвом состоянии, то это должно стать маркером контролирующих служб», — сказал он.

По словам политолога, история с нападением на казанскую гимназию чудовищна, однако она не является «российской спецификой». Эксперт считает, что если государство будет работать над образованием, воспитанием детей, то вероятность повторения таких событий снизится к нулю.

«Но с подобного мы должны делать выводы и принимать соответствующие решения. К сожалению, нет страны в мире, которая была бы полностью застрахована от подобных «черных лебедей», — заявил Асафов Inkazan.

Подпишитесь