Posted 20 марта 2019, 12:20

Published 20 марта 2019, 12:20

Modified 17 сентября 2022, 15:53

Updated 17 сентября 2022, 15:53

Зачистка Зеленодольска: куда делись федеральные деньги на аварийщиков?

20 марта 2019, 12:20
В Зеленодольске жители домов, признанных аварийными, протестуют и судятся с властями республики из-за, по их мнению, несправедливых условий программы расселения. Кабмин РТ не меняет их, несмотря на заявления депутатов Госсовета. Куда были направлены федеральные средства, выделенные на программу, – неясно.

Программа расселения аварийного жилья стартовала в 1995 году. К этому времени в Татарстане находились свыше 1,5 тысяч домов возрастом более 100 лет. Для реализации республиканской программы был создан Госжилфонд (ГЖФ) при главе РТ. До 2004 года расселили основную часть трущоб столицы региона. Тогда жители республики бесплатно получили 48,6 тысяч квартир.

В 2013 году началась вторая волна расселения аварийного жилья, признанного таковым до 2012 года. Она финансировалась из федерального, республиканского и муниципального бюджетов. На эти цели предусматривалось выделение 9,7 млрд рублей, из которых 4,3 – от госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ», 5,4 – из бюджета Татарстана.

Тогда федеральный центр перечислил весь объем средств. Но Татарстан неожиданно сократил своё участие в программе до 198 млн рублей.

«Почему в пожарном порядке дома признаны аварийными постановлением от 31 декабря 2011 года? Потому что по закону если есть региональная программа и дом признан аварийным до 1 января 2012 года, процесс подлежит софинансированию», - заявил Inkazan адвокат, отстаивающий интересы аварийщиков в суде, Сергей Сычев.

Изменились условия программы. Жители неприватизированных квартир получали помещение площадью не меньше изымаемой на условиях соцнайма с правом впоследствии выкупить квадратные метры. «Понятно, что вроде должны были квартиры выдавать взамен. Но они и деньги получили, и постарались сэкономить», - сказал Сычев.

У тех, кто оформил жилплощадь в собственность, ее выкупали. Из-за внезапного сокращения финансового участия Татарстана в программе сумма компенсации составила 11 тысяч рублей за квадратный метр, в районах она падала до 4,5 тысяч. Деньги жители могли потратить на взнос по социальной ипотеке или вовсе отказаться от предоставления жилья.

Суммы, получаемой от государства, не хватает на самостоятельную покупку квартиры: так, трехкомнатную квартиру в центре Казани могли оценить в 600 тысяч рублей. В то же время жители аварийного жилья – в основном, пенсионеры – были вынуждены брать соципотеку. Однако не всем она оказалась по карману.

Жительница Зеленодольска Альфия Заляутдинова рассказала Inkazan, что проживала по адресу улица Союзная, 3, пока дом не признали аварийным и силой не расселили. Ей пришлось взять в соципотеку квартиру на улице Сайдашева, 19. Ежемесячный платеж составляет пять тысяч рублей и растет с каждым годом.

Зиляутдинова заявила, что голодает, чтобы вовремя вносить платежи - ее пенсия не превышает 12 тысяч рублей. По словам женщины, многие семьи уже не могут выплачивать долги по кредиту – им не хватает средств. Что произойдет с теми, кто перестал вносить платежи, неизвестно. Люди могут оказаться на улице.

Мизерный размер компенсаций за квадратные метры неоднократно становился причиной протестов аварийщиков. Жители Зеленодольска неоднократно устраивали протесты как против расселения, так и против размера компенсаций, размещали ролики о происходящем в соцсетях, писали обращения к городским властям.

Впрочем, в марте этого года официальный представитель Казанского Кремля Лилия Галимова заявила, что «у каждого собственника дома есть возможность обратиться в суд. Они этим правом активно пользуются». Это вызвало волну возмущения аварийщиков в соцсетях – часть из них в борьбе за квадратные метры дошла до Верховного суда РТ.

На прошлой неделе Верховный суд РТ принял решение о принудительном выселении из дома в Зеленодольске Миляуши Терсковой. Мать троих детей купила однокомнатную квартиру на средства материнского капитала в 2011 году, спустя месяц после этого здание признали аварийным. Компенсация, которую власти определили женщине, составила 280 тысяч рублей.

Помимо этих средств, Терсковой предложили трехкомнатную квартиру по программе соцнайма. Сначала женщина сама отказалась от этого варианта, впоследствии его обжаловал исполком Зеленодольского района, заявив, что предложение об аренде жилья было незаконным. Однако суд постановил предоставить женщине квартиру в аренду.

«Позиция исполнительного комитета такова, что они обязаны выплатить только выкупную стоимость – квартиры они предлагать не обязаны. Но поскольку они не хотят оставлять людей в опасности, они предлагают в безапелляционном порядке заключить договор выкупа или займа на квартиру не более 20 квадратных метров общей площади», - сказал Сычев.

В пресс-службе минстроя РТ, напротив, объяснили Inkazan, что квартира в найм должна предоставляться, если владелец жилья не может выплачивать ипотеку. При принудительном выселении из постройки, признанной аварийной, именно туда будут перенесены вещи жителей. Власти обязаны вручить людям ключи – что делать дальше, должны решать сами аварийщики.

Людям давали жилплощадь, находящуюся в расположении муниципальных жилищных фондов, в том числе в домах, построенных ГЖФ. Эта часть программы должна была завершиться в 2017 году, однако процесс затянулся. Одна из причин – перенос сроков сдачи домов в соципотечном ЖК «Салават Купере», за строительство которого отвечал ГЖФ.

Согласно данным, размещенным на сайте ГЖФ, фонд должен построить в Зеленодольском районе 10 жилых домов, два из которых находятся в поселке Васильево, остальные – в райцентре. Четыре из них – в поселке Мирный, далеко не в ядре города, откуда выселяют людей.

Аварийщики, переехавшие в поселок, жалуются, что в построенных домах топит подъезды. Inkazan направил запрос в Госжилфонд с просьбой прокомментировать ситуацию, а также сообщить, сколько квартир фонд фактически построил в Зеленодольске для продажи и сдачи в аренду. На момент публикации материала ответ не поступил.

Inkazan направил запрос в администрацию Зеленодольского района с просьбой сообщить, рассматривался ли вариант расселения аварийщиков без привлечения ГЖФ, например, с помощью инвесторов. На момент публикации материала ответ не поступил.

Еще два дома расположены в микрорайоне «Озеро Надежды» на улице Карла Маркса, по одному – на улицах Столичная и Стахановская. Еще один дом расположен в микрорайоне «Полукамушки», который полностью был признан аварийным. Депутат Госсовета РТ Артем Прокофьев заявил, что программа «перекошена» в сферу строительной отрасли.

«У нас не должен в приоритете строительный комплекс. Программа расселения аварийного жилья должна быть ориентирована на интересы граждан. Нужны условия, нужны объемы, которые позволят масштабной строительной машине Татарстана быть загруженной. Но не это должно доминировать, особенно в том перекосе, как в программе аварийного жилья», - сказал он.

По словам Прокофьева, проблема расселения аварийного жилья неоднократно обсуждалась в парламенте. В конце 2017 года прошел круглый стол, на котором выработали рекомендации для того, чтобы изменить условия этой программы и порядок вхождения в нее.

«Многие жители говорят, что мы знать не знали, что наш дом кто-то признает аварийным. Очень много споров по тому, что эти дома действительно аварийные до сих пор. И если мы посмотрим на карту, то это выглядит как зачитска территории, расчистка ее под последующую застройку. Особенно это в Зеленодольске заметно», - сказал Прокофьев.

По словам депутата, кабинет министров РТ не учел замечания депутатов. «По отдельным семьям были рассмотрения на уровне Государственного совета. Но не может парламент обсуждать отдельно каждую семью. Особенно если как в Зеленодольске 300 домов признаны аварийными. Это абсурд. Поэтому нужны общие меры. Как мы видим, ситуация не изменилась», - сказал он.

Летом 2018 года председатель набсовета госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» Сергей Степашин заявил, что Татарстан является одним из регионов-лидеров по расселению аварийного жилья. Раньше финансирование программы поровну делилось между бюджетами страны и региона, теперь субъект вынужден искать средства самостоятельно.

Тогда же премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сообщил, что Татарстан должен вернуть субсидии, полученные из бюджета страны на расселение аварийщиков. Речь шла о 322,7 млн рублей. Для расселения домов, которые были признаны аварийными после 2012 года, в апреле будет сформирована специальная программа.

По данным минстроя РТ, сегодня в Зеленодольске признанные аварийными дома не покинули 82 семьи, которые не согласны с условиями расселения. Не все из них считают здания непригодными для проживания: местная жительница Валентина Симонова рассказала Inkazan, что дом по адресу улица Тургенева, 23 признали аварийным, не заходя в него.

«Все дома так признаны были – по актам осмотра и заключениям межведомственной комиссии, которые составлялись, как говорили чиновники при допросах, отсматривая какие-то фотографии. То есть никто туда не выходил. Все акты однотипные, эксперты не привлекались», - заявил Inkazan Сычев.

Inkazan направил запрос в администрацию Зеленодольского района с просьбой объяснить ситуацию, а также сообщить, что ожидает участки, находящиеся под аварийными домами, возможна ли передача их девелоперам. На момент публикации материала ответа не поступило.

По словам собеседника Inkazan в правительстве РТ, предшественник Александра Тыгина на посту главы района и мэра Зеленодольска - экс-член Совета Федерации Сергей Батин - планировал провести реновацию города посредством участия в программе расселения аварийного жилья.

Подпишитесь