Posted 25 июля 2018, 09:18

Published 25 июля 2018, 09:18

Modified 17 сентября 2022, 15:16

Updated 17 сентября 2022, 15:16

Закон об изучении родных языков приняли в окончательном чтении

25 июля 2018, 09:18
Госдума приняла в третьем и окончательном чтении законопроект о добровольном изучении родных языков. В последней редакции учли поправки, озвученные во втором чтении.

«За» проголосовало 388 депутатов, двое высказались против.

Председатель комитета по образованию Вячеслав Никонов заявил, что надвигается большая работа: создать федеральные программы по максимальному количеству родных языков, профессионально составить учебники. По словам главы комитета, это требует серьезных вложений не только из регионального, но и из федерального бюджета, «в чем еще предстоит убедить министерство финансов».

Представитель фракции «Единой России» Гаджимет Сафаралиев попросил поддержать законопроект и объяснил, почему при его разработке возник вопрос о добровольности.

«Это потому, что в образовательной сфере русского языка не было в виде родного. Зачастую происходили перекосы, на которые обратил внимание президент. В том плане, что заставляли изучать неродной язык. И в целом получалось, что национальные языки изучались больше, чем государственный русский язык. Это приводило к недовольству определенной части граждан», - высказался он.

Сафаралиев добавил, что закон носит не запретительный, а разрешающий характер.

Борис Чернышов от ЛДПР заявил, что фракция тоже поддерживает законопроект. Благодаря нему создана структура изучения родных языков, которая раньше не была задекларирована, добавил он. Кроме того, Чернышов выразил надежду, что министерство просвещения будет активнее принимать участие в решении этого вопроса.

Последним выступил Олег Смолин от КПРФ. По его мнению, необходимо расширить возможности изучения национальных языков на основе свободного выбора. Также он упомянул, что представители республик предлагали сделать национальные языки обязательными для представителей титульных этносов. Но это невозможно, так как этническая принадлежность относится к вопросам самоопределения, уточнил Смолин. В республиках остается возможность поощрения изучения национальных языков, в том числе при приеме в вузы.

Согласно принятой редакции, предмет «родной язык» войдет в число обязательных дисциплин, изучаемых в образовательных учреждениях. Родители сами выберут, какому конкретно языку будет обучаться их ребенок. Русский язык также включили в перечень родных. Этот вариант стал консенсусом между участниками дискуссии. Также предполагается создание Фонда поддержки родных языков при президенте России. Концепцией преподавания родных языков займется рабочая группа по этим вопросам.

В июле 2017 года президент России Владимир Путин подчеркнул, что "заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского".

Законопроект презентовали весной 2018 года. Еще до его рассмотрения в первом чтении вызвал критику со стороны национальных регионов. Основное беспокойство было связано с тем, что изучение языков республик могло оказаться необязательным, что могло привести к утрате языкового своеобразия республик. В Дагестане прошли акции протеста, а Госсовет Татарстана направил протест спикеру Госдумы РФ Вячеславу Володину, единогласно отклонив поправки к закону об образовании.

В ходе многочисленных дискуссий была создана рабочая группа, которая доработала проект с учетом мнения представителей республик. Вопрос взял под контроль первый замглавы АП РФ Сергей Кириенко. Первое чтение прошло 19 июня. Депутаты Госдумы от Татарстана проголосовали за поправки.

Подпишитесь