Posted 26 марта 2019, 06:53
Published 26 марта 2019, 06:53
Modified 20 августа, 14:52
Updated 20 августа, 14:52
Споры о необходимости создания крематория под Казанью идут почти два десятка лет. В 2013 году глава управления по организации ритуальных услуг исполкома Казани Марат Ишкин заявил, что в городе почти не осталось мест для захоронения. Тогда еще гендиректор МУП «Ритуал» Равиль Каримов высказался за строительство крематория.
По его словам, вокруг Казани растет «город мертвых», который представляет угрозу для живых. Он заявил, что такое количество захоронений загрязняет подземные воды. И если в многоквартирные дома вода попадает после фильтрации «Водоканалом», то жители частных домов зачастую бурят скважины самостоятельно, потребляя неочищенную воду.
В 2013 году депутаты Казгордумы включили строительство крематория в программу благоустройства мест захоронения, рассчитанную до 2017 года. Летом 2016 года власти города объявили о строительстве в Пестречинском районе РТ погребального комплекса. Стоимость работ оценили в 351 млн рублей. Их планировали закончить осенью 2017-го, но продолжают до сих пор.
Согласно проекту, на 86,6 гектарах близ поселка Званка и Кощаковского поселения появятся мусульманское и православное кладбища. На территории последнего был выделен участок площадью 0,55 гектаров – под строительство крематория. Однако проживающие по соседству татарстанцы выступили против его строительства.
«Насколько мне известно, и у мусульман и у православных отношение к крематориям не может укладываться с религией. Не принято, конечно. У нас предание земле. Это наша традиция религиозная. И необходимости, наверное, большой нет», – заявил Inkazan митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.
В пресс-службе Духовного управления мусульман (ДУМ) РТ сказано, что деятельность организации направлена на «сохранение исламских традиций среди мусульман». Существуют правила совершения обрядов погребения, прописанные для имамов. В них указано, что умершие должны быть погребены в земле.
Жители Кощаковского поселения изначально протестовали как против погребального комплекса в целом, так и крематория в частности. Однако впоследствии согласились на соседство с кладбищем. И если власти до сих пор борются с противниками строительства мусоросжигательного завода, то в случае с крематорием сразу согласились с населением.
В сентябре 2018 года власти Татарстана проанализировали инициативы жителей республики, предложенные в рамках работы над Стратегией-2030.Тогда замминистра экономики РТ Олег Пелевин отметил, что татарстанцы помимо прочего просили построить на территории республики крематорий.
«Есть ряд просьб, которые выходят за рамки того, что можно было придумать. В частности, была инициатива по строительству крематория, мы ранее не могли предположить, что кто-то из населения об этом думает. Или строительство космодрома в Камских Полянах», – заявил Пелевин.
«Я не изучал отношение граждан к кремированию, поэтому могу высказаться не как специалист, а как горожанин. На мой взгляд, у людей, которые думают о своей смерти, должен быть выбор: кремирование или более традиционное погребение на кладбище. Например, я бы хотел, чтобы после моей смерти моё тело было кремировано», - заявил Inkazan социолог Искандер Ясавеев.
Он добавил, что при этом, «если в городе нет крематория, такая воля может причинить много хлопот близким». В то же время татарстанцы могут воспользоваться услугой кремирования. Ее предлагает несколько частных похоронных агентств и МУП «Ритуал».
«Крематория в Казани нет, осуществляем кремацию в Нижнем Новгороде, Москве. Тело доставляют туда и дальше уже по прейскуранту крематория. В среднем стоимость от 15 500 рублей, все рассчитывается по километражу и времени», – рассказал Inkazan специалист предприятия. В другой ритуальной фирме за ту же услугу назвали цену выше – 17 300 рублей.
Крематорий в Нижнем Новгороде заработал летом 2017 года. Инвестиции в его строительство превысили 300 млн рублей. Объект работает круглосуточно, ежедневно кремировать можно более 10 тел. Стоимость процедуры оценивается примерно в пять тысяч рублей, при кремации место для захоронения праха предоставляется бесплатно.
Пока это единственный крематорий в Приволжском федеральном округе (ПФО). Аналогичное предприятие в Челябинске планируют запустить в 2020 году. Споры о необходимости строительства такого объекта идут в Уфе. За него выступал экс-мэр столицы Башкирии Ирек Ялалов. Однако городские власти заявили, что он появится тогда, когда его построят в Казани.
Несколько лет назад Каримов заявлял, что строительство такого объекта в Казани позволило бы не только сократить количество захоронений близ города, но и повлиять на стоимость похорон: услуга кремации примерно в четыре раза дешевле похорон. Если саму процедуру можно организовать за приемлемую сумму, то место на кладбище может стоить десятки тысяч рублей.
Причина – в переполненности кладбищ. Например, летом 2017 года городские власти заявили, что родственники смогут хоронить умерших в уже существующие могилы в некрополе в Юдино. Тем не менее, по данным мэрии Казани, ежедневно в городе умирают около 40 человек, которых предают земле.
Сергей М. сообщал Inkazan, что его семье удалось договориться о захоронении родственницы на переполненном кладбище в поселке Сухая река. Если официальная стоимость места составляла 5,7 тысяч рублей, то переговоры с администрацией некрополя увеличили ее до 40 тысяч. При этом заказывать атрибуты похорон потребовали только через администрацию кладбища.
В Казани, как и в России, нет статистики об объеме рынка ритуальных услуг. В 2013 году гильдия организаций ритуального обслуживания заявила, что легальный оборот в этой сфере составляет около 39 млрд рублей в год, теневой – 200 млрд. При этом бытует мнение, что «в тени» работают порядка 90% организаций в данной области.