Posted 28 мая 2019,, 18:38

Published 28 мая 2019,, 18:38

Modified 17 сентября 2022,, 16:05

Updated 17 сентября 2022,, 16:05

Охранники, психологи, медсестры: идеи Татарстана для предотвращения «колумбайнов»

Охранники, психологи, медсестры: идеи Татарстана для предотвращения «колумбайнов»

28 мая 2019, 18:38
Фото: 1Mi
Региональный актив и представители центрального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ) на фоне нескольких инцидентов, связанных с нападениями обучающихся, обсудили, как сделать образовательные организации безопаснее. Из Татарстана поступили предложения ввести в штат должности охранника, психолога и медсестры.

Встречу с региональными активистами провела сопредседатель центрального штаба ОНФ, руководитель центра «Сириус» Елена Шмелёва.

Преподаватель из Казани Кадрия Нигматуллина напомнила о недавних ЧП в керченском техникуме, в гимназии столицы РТ и в школе Саратовской области. В федеральном законодательстве говорится, что безопасность обучающихся лежит на плечах самой образовательной организации. По словам Нигматуллиной, администрации школ поставлены в затруднительную ситуацию: либо они ставят на входную группу техперсонал (уборщиц, гардеробщиц), либо созывают общешкольное собрание, где родителям предлагают «войти в положение», то есть идет сбор денег на привлечение ЧОПовцев. Причем суммы бывают разные от 30, 50 до 100 рублей, каждая школа составляет свою калькуляцию. Причем, как оказалось, ночью материальные ценности школы под защитой охранника, а днем школьники, учителя, персонал не охраняются.

«Если родители не соглашаются (собирать деньги на охрану — Inkazan), тогда из внебюджетного фонда должны брать денежку. А школы у нас небогатые. И внебюджетный фонд очень ограничен, и поверьте, есть куда его направить. Например, на улучшение научно-технической базы школ», — добавила Нигматуллина. Она предложила ввести ставку дневного охранника и предусмотреть возможность выделять деньги на него из федерального бюджета.

Но анализ школьных инцидентов показывает, что проблема не только в безопасности, но и в том, что дети зачастую обделены вниманием со стороны семьи и учителей, психологов. На первое место выходят рейтинги, ЕГЭ, а воспитательный момент уходит на второй план, пояснила преподавательница. Чтобы улучшить ситуацию, необходимы квалифицированные специалисты.

«Психологи считают, что нужно решать вопрос не только с охраной, но ввести в каждой школе ставку психолога и не следует, на мой взгляд, нагружать их административной работой, кружками, секциями, профсоюзной, методической работой», — сказала Нигматуллина.

Третий урок, который был усвоен в связи с нападениями на школы, — необходимость медперсонала на местах. В некоторых школах медсестры работают все 6 дней в неделю, но есть такие учреждения, куда они приходят по два раза в неделю (по вторникам и четвергам). А немногочисленные травмы обрабатывают учителя, либо вызывают родителей, «скорую».

По мнению Нигматуллиной, квалифицированные психологи и медсестры все же должны работать в каждой школе, гимназии на постоянной основе, а не по графику, то есть нужен соответствующий штат.

Шмелёва согласилась, что перечисленные должности стратегически важны, и добавила, что вопрос безопасности касается образовательных организаций всех уровней.

«Программу охраны безопасности образовательных организаций, мне кажется, надо разрабатывать с учетом не только школ, но с учетом всех образовательных организаций. Я бы предложила посмотреть опыт Москвы, потому что Казань — IT-регион ,и очевидно, что любые решения можно применить», — сказала Шмелёва.

Ректор КФУ и сопредседатель регионального штаба ОНФ Ильшат Гафуров подтвердил, что безопасность — это дело не только школ. Так, министерство науки и высшего образования РФ поручило вузу провести мониторинг защищенности объектов, где обучаются и проживают его студенты. По итогам этой работы станет понятно, сколько денег нужно на мероприятия по безопасности и где наиболее слабы места в охране.

Тема безопасности в образовательных учреждениях стала вновь актуальной после нескольких ЧП. В октябре прошлого года студент политехничекого колледжа в Керчи совершил нападение в стиле «колумбайна». Погиб 21 человек, госпитализировали более 50 человек, самого подростка нашли мертвым в библиотеке. 13 мая в Казани 17-летний школьник пришел в класс с пневматическим пистолетом и ножом и удерживал учеников. Впоследствии его задержали, никто не пострадал. После этого инцидента минпросвещения РФ подготовило новые требования к антитеррористической безопасности школ. Сегодня в поселке Большевик Саратовской области подросток ударил 12-летнюю девочку ледорубом по голове и пытался поджечь школу. Школьница в больнице.

"