Энгель Фаттахов: языковой скандал поглотил главного защитника татарского

4 декабря 2017, 16:48
После 5 лет на посту министра образования и науки РТ Энгель Фаттахов подал в отставку. Поводом послужил языковой скандал. Исполнять обязанности назначили депутата Госсовета Рафиса Бурганова. Сам Фаттахов заявил о желании вернуться в Актаныш.

Отставку Фаттахову на фоне языкового скандала в РТ предрекали еще с начала осени. Однако слухи о ней курсировали чуть ли не с момента его назначения.

Фаттахов является выпускником Казанского сельскохозяйственного института, специальность «инженер-механик». Кандидат технических наук. В отличие от предшественника — Альберта Гильмутдинова, который возглавлял минобр с 2009 по 2012 годы, у Фаттахова только одно высшее образование и небольшой стаж работы в вузе. Гильмутдинов окончил 3 вуза и много лет преподавал. Фаттахов был преподавателем в вузе с 89 года в течение 4 лет — на кафедре «Сельхозмашины» сельскохозяйственного института.

Трудовую деятельность начал в 1984 году с поста инженера-контролера Актанышского районного отделения «Сельхозтехника». До 89 года в его карьере перемежались инженерные и партийные должности. С 1984 по 1985 годы — второй секретарь Актанышского райкома ВЛКСМ, затем в 1985 — 1986 — главный инженер-механик Актанышского управления сельского хозяйства, 1986 — 1987 — главный инженер Актанышского объединения «Сельхозхимия», в 1987 — 1989 — секретарь парткома колхоза «40 лет Победы» Актанышского района.

После 4 лет преподавания в Казанском сельхозинституте, начинается карьера Фаттахова — чиновника. В 93 году он — первый заместитель главы администрации Актанышского района. С 1995 по 1997 та же позиция, но в Сармановском районе. В 1998 году он становится главой Актанышского района РТ. Министром он стал в 2012 году.

«Не сомневаюсь, что административный опыт, знания вопроса изнутри, умение работать с людьми — качества, которые всегда отмечали его на предыдущей работе, — сумеют в полной мере раскрыться и здесь», — сказал, вручая Фаттахову министерский портфель, тогдашний глава правительства Ильдар Халиков. Помимо административного опыта, премьер упомянул, что Фаттахов вырос в семье педагогов. Это, по мнению премьера, должно было помочь Фаттахову руководить системой образования в регионе.

Фаттахов вошел в историю Татарстана как апологет национального образования. При нем количество часов татарского увеличили до 5-6 в неделю, появилось разделение на язык и литературу, было внедрено единое республиканское тестирование по татарскому, появились билингвальные детсады и так далее. Некоторые инновации вызывали возмущение родителей, например, итоговый тест по татарскому, который ученики и их родители восприняли, как полноценный экзамен. Из-за него в 2014 году Татарстан прогремел в федеральных СМИ, которые написали о негативной реакции семей учащихся. При этом наладить преподавание татарского Фаттахов не мог. Проблему поднимали регулярно, но дальше разговоров между чиновниками дело не шло. Методики почти не менялись. Были проблемы с национальными кадрами, которые признавал сам министр.

Весной этого года он вступил в полемику с ректором КФУ Ильшатом Гафуров, обвинив его в ликвидации системы подготовки учителей, которые могут преподавать на татарском. В ответ глава вуза, находящегося в федеральном подчинении, заявил Inkazan, что пока не было еще ни одного выпуска татароязычных учителей из КФУ, чтобы делать выводы об уровне их подготовки. Гафуров припомнил Фаттахову, что его собственные дети получили образование за рубежом, и, вообще, сказал ректор, у министра не хватает компетенции. Пресс-служба минобра тогда выступила с заявлением, что дочь Фаттахова поступила на магистратуру в один из медуниверситетов Великобритании в 2007 году, когда ее отец еще не был министром, а затем вышла там замуж. Полемику с ректором КФУ Фаттахов не забыл, заговорив на республиканском совещании педработников в августе этого года о необходимости возродить педагогический институт.

Проблема кадров, и национальных, и обычных, была одной из тех проблем, о которых в республике власти говорили более-менее регулярно. В целом, считалось, что с системой образования в регионе все в порядке. Выпускники не демонстрировали провальных результатов по ЕГЭ. Внедрялись инновации, например, сеть детских технопарков или азы робототехники в школах и так далее. И, скорее всего, Фаттахов работал бы еще долгие годы, если бы президент России Владимир Путин не сделал в июле 2017 года заявление о том, что недопустимо принуждать человека учить неродной для него язык.

Именно Фаттахов стал «крайним» в глазах общественности: и русской, и татарской. В начале августа Фаттахов заявил журналистам на брифинге в кабмине РТ, что русский и татарский школах региона преподаются в одинаковом объеме, два госязыка закреплены в Конституции РТ, учебные планы соответствуют федеральным стандартам.

Однако представители минобра на протяжении последующих 2 месяцев выступали с комментариями, суть которых: президента не правильно поняли, татарский останется обязательным предметом.

Очевидно, что Фаттахов не мог наращивать национальный компонент без указаний от руководства республики. Это было бы выше его компетенции. Однако незадолго до языкового конфликта — в июне — Фаттахов представил законопроект, ужесточающий ответственность для организаций за несоблюдение закона о языках в части отсутствия вывески на татарском языке. Госсовет поддержал его в июле.

Заявление Путина произвело в регионе сенсацию. Родители начали активно обмениваться в соцсетях образцами заявлений по отказу от татарского. Общественные организации — Всемирный конгресс татар, Союз писателей и другие — делали многочисленные заявления и обращения. Татарстан, по старой доброй традиции, выступил с флешмобами в поддержку языка, уличными песнопениями и роликами в сети.

Со всех сторон были перегибы. Например, в ноябре жительница Казани попыталась отсудить почти 3 млн рублей у кадетской школы, из которых 1,75 млн — за то, что ее сын с 1 по 7 класс не добровольно учил татарский и не получил из-за него часы русского. Суд постановил выплатить Ольге Зиятдиновой всего лишь 5000. В казанской школе № 150 детей, чьи родители отказались во 2 четверти от татарского, просили уйти из здания учебного заведения на время этих уроков. Мол, за детьми некому присмотреть. Однако и эту проблему разрешили, назначив ответственным дежурного завуча.

Именно Фаттахову пришлось после 2 месяцев бурных общественных дискуссий выйти на трибуну Госсовета РТ и признать: нарушения были. 8 ноября он сообщил, что в 5-7 классах русского языка было на 2 часа меньше, чем того требуют федеральные стандарты. В тот день Фаттахов сделал еще одно заявление, которое выглядело, как хорошая мина при плохой игре. По его словам, федеральный министр Ольга Васильева обещала поддержать обязательное изучение татарского до 9 класса включительно в объеме до 2 часов в неделю. В 10-11 классах предмет будет добровольным. Фаттахов заверял, что в регион от федерального минобра должны поступить бумаги, которые закрепят этот формат. Однако этого не произошло. На момент заявления Фаттахова, уже было понятно, что татарский язык будет добровольным, что бы ни говорили республиканские чиновники.

29 ноября прокурор Татарстана Илдус Нафиков на заседании Госсовета Татарстана заявил, что татарский язык в школах республики будет изучаться с письменного согласия родителей до 2 часа в неделю. Проверки, которые татарстанская прокуратура провела по заданию Генпрокуратуры, выявила в школах РТ более 3,4 тысяч различных нарушений.

Однако власти региона не удержались от прощального залпа. 30 ноября минобр РТ сообщил через республиканское агентство «Татар-Информ», что для изучения в рамках предмета «родной язык» 69% родителей школьников выбрали татарский, русский — 30%, еще 1% — другие языки (чувашский, марийские, удмуртский, мордовские, иврит).

Насколько эти цифры соответствуют действительности, судить трудно. По крайне мере, на сегодня. В ноябре собеседник Inkazan, знакомый с результатами волеизъявления родителей по Казани, сообщил, что татарский выбрали 30% семей.

В августе 2017 года на республиканском совещании педработников Фаттахов говорил, что образованием на родном языке охвачены 54% детей-татар. В тот же день он посетовал, что немногие школьники пользуются возможностью сдавать ГИА на татарском. В частности, отметил он в тот день, в «исконно татарских районах», к числу которых Фаттахов отнес Сабинский, Атнинский, Апастовский, Кайбицкий, в текущем году ни один школьник ею не воспользовался. В августе, за три месяца до отставки, он призывал воссоздать в районных исполкомах должности чиновников, ответственных за сохранение родных языков. Тогда он похвалил Казань, в исполкоме которой такой чиновник есть.

Кстати, именно чиновников казанского исполкома местные СМИ и Telegram-каналы называли потенциальными преемниками на случай ухода Фаттахова. Например, KazanFirst 19 октября написал, что в качестве основного кандидата рассматривают первого зама главы исполнительного комитета Дамира Фаттахова. Это человек Ильсура Метшина. 10 ноября канал в мессендере «Незло» назвал другого чиновника — руководителя казанского управления образования Ильсура Хадиуллина. Кстати, Бурганов — тоже выходец из казанского исполкома, член команды Метшина. Он руководил им с 2005 по 2010 годы.

Заявления Фаттахова относительно соответствия системы преподавания татарского и русского языков федеральным нормам, о поддержке российским министерством 2 обязательных часов нацязыка оказались по факту не соответствующими действительности. 8 ноября он с трибуны Госсовета пообещал, что высвободившиеся учителя татарского получат рабочие места в своих же школах. В этом ключе отставка может стать для него благом: в СМИ в последнее время регулярно появляется информация о сокращениях преподавателей этого предмета. Например, 28 ноября стало известно о сокращении 12 таких учителей в Набережных Челнах. Всего Фаттахов в Госсовете говорил о высвобождении после сокращения часов татарского порядка 220 педагогов.

#Политика #Татарский язык #Новости #Энгель Фаттахов #Минобр РТ #Татьяна Ренкова #Рафис Бурганов #Минобр РФ
Подпишитесь