Posted 9 августа 2019, 13:05

Published 9 августа 2019, 13:05

Modified 17 сентября 2022, 16:18

Updated 17 сентября 2022, 16:18

Большие надежды и неоправданные ожидания в кабмине Татарстана

9 августа 2019, 13:05
В состав кабмина РТ входят 35 человек, перед каждым из которых стоят конкретные задачи. Однако не все министры оправдывают ожидания как руководства республики, так и ее жителей.

1. Дамир Фаттахов

Дамир Фаттахов окончил Казанский юридический институт МВД России, первым местом его работы стал культурный центр министерства в Татарстане. Затем он ушел в команду КВН «Четыре татарина», откуда вместе с рядом других юмористов начал строить карьеру чиновника. Менее чем за 15 лет он прошел путь от депутата Казгордумы, главы комитета по делам молодежи исполкома Казани, руководителя Кировского и Московского районов города до министра.

Министерство по делам молодежи отпочковалось от минспорта Татарстана летом 2018 года. На тот момент назначенный во главу новой структуры Фаттахов четко понимал, что в министерстве будут работать до 40 человек, расположится оно в специально купленном за 125 млн рублей особняке Апанаевых. Что делать на этой должности он явно не знал и объявил о начале работы над стратегией минмолодежи, предложения к которой попросил присылать ему на почту.

В июле 2018 года в Набережных Челнах группа подростков избила мужчину. «Молодой» министр ринулся в бой, заявив, что нужно «работать системно со всей молодежью», в том числе с теми, кто «ходит не на организованные мероприятия, а «в подъезд покурить». С тех пор Фаттахова можно было увидеть на многочисленных молодежных фестивалях, форумах, в детских лагерях, но ни разу – рядом с трудными подростками.

Он сказал, что необходимо принимать системные решения и делать выводы. Логично бы увидеть их в стратегии минмолодежи, но этого не произошло. В ней Фаттахов рассказал о переходе министерства в интернет, необходимости отремонтировать детские лагеря и повысить зарплаты сотрудникам его отрасли. Последнего он добился, в то время как работа по поставленной главой РТ Рустамом Миннихановым задаче о капремонте лагерей вызвала критику главы республики.

Задачи перед Фаттаховым ставила и сама молодежь: большинство обращений, поступивших в министерство за последние шесть месяцев, касалось создания льготного проездного для студентов. Учащиеся написали петицию, министр встречался с ее инициатором, но в конце концов, как и остальные чиновники развел руками, не оправдав ожиданий: Татарстан может только увеличить размер транспортных грантов, которые получают далеко не все студенты.

За год работы министр выдвигал спорные тезисы. Например, рассказал об отсутствии в Татарстане гендерного неравенства. После этого в Казани прошла акция феминисток. В октябре 2018 года он заявил о живущем в минмолодежи духе комсомола. Могло показаться, что Фаттахов шутит по старой памяти, но через месяц главой общественного совета при министерстве стал президент КВН РТ, секретарь партии «Единая Россия» 49-летний Андрей Кондратьев.

2. Олеся Балтусова

В прошлом журналист и экскурсовод, в 2011 году Балтусова стала помощником главы РТ Рустама Минниханова, курирующим вопросы сохранения исторического и культурного наследия. Назначение дало градозащитникам надежду на изменение отношения власти к этому вопросу. Сама Балтусова говорила, что Минниханов дал ей не просто должность, а возможность зайти к инвесторам и чиновникам и убедить их в важности этой проблемы.

Однако за прошедшие годы ее риторика резко изменилась. Если ранее Балтусова заявляла, что «борется с драконами», подразумевая чиновников и застройщиков, то теперь одним голосом с ними объясняет, почему нельзя было сохранить ту или иную застройку, или отстраняется от проблем. Балтусова стала «генератором идей» реновации Адмиралтейской слободы и благоустройства набережной Волги, но брать ответственность за их реализацию не стала.

Ни один из этих проектов до сих пор не реализован, как и предложенная Балтусовой реновация улицы Баумана. Одним из крупнейших провалов помощника главы РТ, помимо сноса Арских казарм, стал исторический квартал Зеленодольска «Полукамушки». В 2016 году Балтусова привезла туда Минниханова. На тот момент она уже участвовала в создании проекта сохранения и ревитализации территории.

Глава РТ поручил проработать возможность капитального ремонта полудеревянных-полукаменных домов, построенных в конце XIX – начале XX века. В 2017 году стало известно, что минкульт РТ намерен присвоить 28 домам квартала статус объектов культурного наследия. Тогда эту заслугу приписали Балтусовой. Однако к 2019 году число таких построек сократилось до восьми, дома начали гореть.

Сама Балтусова, ранее не раз возмущавшаяся практикой подсечно-огневого строительства, из этой истории исчезла. О реставрации восьми объектов исторического наследия отчиталась районная администрация – в скором времени в дома должны вернуться жители. Там же сообщили, что судьбу остальной, изрядно попорченной огнем части квартала, решит инвестор. Соглашение с ним, впрочем, еще не заключено.

Одним из первых с критикой работы Балтусовой и команды градозащитников выступил ректор Казанского федерального университета Ильшат Гафуров. «Когда все разваливается, это никому не нужно — защитники взялись бы и сделали что-то», - заявил он. По словам Гафурова, больший интерес вызывает то, кто будет проводить экспертизу и выполнять работы – то есть вопросы вполне материальные.

Летом прошлого года в Татарстане создали комитет по охране объектов культурного наследия. СМИ предполагали, что его возглавит Балтусова. Но, помня о том, что она не смогла противостоять застройщикам и инвесторам, на эту должность назначили далекого от вопросов сохранения исторических построек выходца из антикоррупционного комитета Ивана Гущина. Фактически он сосредоточил в своих руках все полномочия по защите наследия.

Чем сегодня занимается Балтусова – не вполне ясно, как и то, почему она до сих пор занимает должность помощника главы РТ. Ранее СМИ сообщали, что она может стать секретарем совета по культуре при Минниханове, который будет собираться два-четыре раза в год. Культура – вещь очень обширная, заседать и обсуждать ее, не предпринимая конкретных действий, можно долго. Поэтому Балтусова на должности секретаря совета приживется.

3. Тимур Нагуманов

Сын экс-министра финансов РТ Дмитрия Нагуманова начинал карьеру в структурах, близких к бывшему предправления ПАО «Татфондбанк» Роберту Мусину. Точкой старта его политической карьеры стал Дрожжановский район, с поста главы которого в 2013 году Нагуманов перешел на должность уполномоченного по правам предпринимателей при главе РТ.

Ему принадлежала идея создания Совета по предпринимательству, формата встреч «Бизнес и власть», которые активно продвигало PR-агентство «Теория Дарвина». Однако реальное качество работы Нагуманова показывает история обмана предпринимателей из Тюлячинского района, начавшаяся в 2015 году.

Тогда ООО «Строительная фирма «Строитель» взяла у бизнесменов в долг материалы для строительства объектов по республиканским программам. Они заявляли, что чистоту сделки гарантировал лично глава муниципалитета Ильдус Зарипов, а проворачивал схему теперь уже находящийся под домашним арестом экс-глава исполкома Рустям Нуруллин.

В 2017 году уставшие ждать выплат десятки предпринимателей обратились к Нагуманову, который пообещал разобраться в ситуации, но ничего конкретного не ответил. А в октябре того же года представил рейтинг делового климата муниципалитетов, где скандальный Тюлячинский район занял первое место.

Предприниматели расценили это как плевок в лицо бизнесу, подняв волну публикаций в СМИ и написав открытое письмо главе РТ Рустаму Минниханову. Нагуманов отреагировал, заявив, что проблема касается не многих людей, а одного бизнесмена, и вообще разрешение споров хозяйствующих субъектов в его полномочия не входит.

В январе 2018 года предприниматели еще раз обратились к Минниханову и тогда еще полпреду президента России в Приволжском федеральном округе Михаилу Бабичу. Спустя неделю Нуруллин покинул пост главы исполкома, спустя месяц Минниханов раскритиковал район, долги начали выплачивать. Нагуманов в конце года отчитался о хороших результатах своей работы.

Его позиция неудивительна: все шесть лет на посту бизнес-омбудсмена Нагуманов обходил стороной случаи, которые могли бы нанести вред его карьере. Он показал, что может оправдать себя не только в уже свершившейся ситуации, но и в перспективе. Уполномоченный в 2018 году предрек бизнесу Татарстана падение, обезопасив себя от критики со стороны руководства.

Итоги работы омбудсмена демонстрирует статистика: регион не вошел даже в топ-10 по числу занятых в сфере малого и среднего бизнеса. Сегодня Нагуманов возглавляет «нефтяной» Альметьевский район, перспективы у которого не лучше, чем у татарстанских предпринимателей. Но заботит ли это Нагуманова, для которого новая должность – лишь ступень карьерной лестницы?

4. Альберт Каримов

Альберт Каримов начал трудовую деятельность в 1996 году, в течение пяти лет работая в частных инвестиционных компаниях. В 2001 году он стал помощником первого заместителя премьер-министра РТ Равиля Муратова. Через три года он перешел в Агентство по развитию предпринимательства РТ. После этого Каримов работал в технопарке «Идея», холдинговой компании «Тасма», «Химграде». В декабре 2015 он вернулся в правительство на должность министра промышленности и торговли.

Само название министерства предполагает, что Каримов должен контролировать деятельность крупных предприятий. Он ежеквартально отчитывается о положении дел в разных отраслях, однако, как правило, в пресс-релизы попадают только растущие показатели. Реальные результаты работы Каримова демонстрирует, например, отрасль машиностроения, сводный индекс в которой за 2018 год снизился на 7,9%. Министр объяснил это снижением экспорта, хотя его рост – это показатель, заложенный в нацпроекты.

Каримов пообещал исправить ситуацию за счет внедрения передовых технологий. Однако по итогам первых шести месяцев 2019 года убыток ПАО «Камаз» составил 2 млрд рублей. А минпромторг РФ попросил у правительства 150 млрд рублей, в том числе на защиту предприятия от санкций. «Камаз» - не единственный: 26,9% промышленных компаний Татарстана понесли убытки на сумму более 20 млрд рублей. Предприятия просрочили выплаты по кредитам на 9,5 млрд, 32 компании сократили отчисления налогов на прибыль.

Проблему снижения показателей Каримов решает, проводя совещания с руководителями сферы промышленности. Как показали предыдущие полгода, данный метод нельзя назвать эффективным. Каримова зачастую хвалят – теоретически в область его контроля входят, например, развивающиеся промышленные парки и кластеры. Фактически их деятельностью руководит минэкономики РТ. Рост оборота розничной торговли, контроль за которым поделен двумя министерствами, тоже нельзя назвать заслугой Каримова.

Ситуация, когда полномочия министерств сильно переплелись, играет на руку Каримову: чем он занимается доподлинно никому неизвестно, однако за все победы минпромторг и минэкономики хвалят вместе, за поражения отчитывается только минэкономики.

5. Артем Хохорин

Летом 1998 года пост главы МВД Татарстана занял Асгат Сафаров, возглавивший борьбу с организованными преступными группировками (ОПГ). При нем сотни их членов оказались на скамье подсудимых. В 2012 году на его место пришел Артем Хохорин.

Он был заместителем Сафарова с 2002 по 2008 годы, затем до 2011 года возглавлял МВД по Марий Эл, работал начальником организационного-аналитического департамента МВД России. По мнению Сафарова, «казанский феномен» находился на стадии своего заката, от Хохорина в первую очередь требовалось не допустить его «рассвета».

Об этом же заявил прокурор Татарстана Илдус Нафиков во время итогового заседания коллегии надзорного органа в 2017 году. Он предостерег, что в Татарстане серьезными темпами растет количество убийств, разбоев и вымогательств, а ОПГ «поднимают голову». Нафиков призвал правоохранительные органы не допустить новой волны оргпреступности.

Словам прокурора предшествовало нападение группы молодых людей на торговый центр «Алтын» в марте 2016 года. Толпа пронеслась по зданию, ломая витрины и прилавки, но не трогая людей. В декабре того же года на улице Назарбаева в Казани произошла массовая драка, в которой две противоборствующие группировки выясняли отношения.

В январе 2018 года Хохорин отчитался о проделанной годом ранее работе. По его словам, тогда не было слышно «про такие ОПГ, как «Хади Такташ», «Квартала», «Жилка» и другие». Полицейские раскрыли более 720 преступлений, совершенных организованными преступными формированиями (ОПС), изъяли оружие и гранаты. 23 их члена были осуждены.

В 2018 году количество раскрытых преступлений, совершенных в составе ОПГ, снизилось до 386. Еще 967 раскрытых преступлений были совершены членами таких сообществ. Количество осужденных осталось прежним – 23 члена ОПС. По словам самих полицейских, ситуация с ОПГ за последние 5-8 лет не изменилась.

Седьмого августа того года следком РТ сообщил о завершении расследования уголовного дела в отношении членов группировки «Калуга», которые в период с 2014 по 2018 годы совершили разбойные нападения, вымогательства, похищение и убийство.

В случае с погромом «Алтына» скорому раскрытию преступления способствовали установленные в городе камеры видеонаблюдения. Они же по каким-то причинам не помогли полицейским по горячим следам задержать «стрелка с Университетской», который 25 декабря 2018 года убил одного и ранил другого мужчину в центре Казани.

Расследование продвигалось медленно. Только в апреле полицейские сообщили журналистам, что подозреваемый является потерпевшим в деле ОПГ «Тукаевские», а значит, у них были все его данные. Задержали 55-летнего «стрелка» Рената Раимджанова только в мае. Несмотря на то, что он даже не выехал из Казани, арендуя жилье в городе, на его поиски ушло почти 5 месяцев.

Появление в сводках имен группировщиков и названий ОПГ перестало быть для жителей республики чем-то шокирующим. Несмотря на отчеты Хохорина о снижении уровня преступности, влияние ОПГ в Татарстане растет, как и подростковая преступность. А ведь именно дети наиболее подвластны «влиянию улиц» и склонны организовываться в сообщества.

6. Ирек Файзуллин

Файзуллин занял должность министра строительства Татарстана в 2010 году и с тех пор ничем особенным не запомнился. Он не был активным участником крупных скандалов и сподвижником больших побед, лишь отчитывался о стабильном положении дел на совещаниях. А в 2017-м Файзуллин также незаметно занял должность главного архитектора республики.

Одним из главных вопросов, вставших перед ним, стала проблема обманутых дольщиков. «За дольщиков должны персонально отвечать главы, и вы, министр», - сказал ему Минниханов в 2012 году. Отвечать Файзуллину придется в первую очередь перед людьми, многие из которых ждут свои квартиры более 10 лет.

Периодически министр встречается с ними, но данных о том, чтобы эти мероприятия приносили практический результат, найти не удалось. Показателен случай августа 2018 года, когда дольщики ЖК «МЧС» полчаса стояли у кабмина РТ в надежде, что к ним выйдет представитель власти. Из дверей показался Файзуллин – не реагируя на крики людей, он сел в машину и уехал.

Позицией министра возмутился депутат Госсовета РТ Артем Прокофьев. В июле этого года он предложил Файзуллину пожить в палаточном лагере дольщиков ЖК «Яшьлек», который должны были сдать еще в 2016 году. К протестующим глава минстроя не приехал, в министерстве лишь пообещали, что дома сдадут в третьем квартале текущего года.

Несмотря на то, что персональная ответственность за эту сферу была возложена на Файзуллина, чаще всего на амбразуру бросаются другие чиновники. В основном – вице-премьер РТ Рустам Нигматуллин, курирующий этот вопрос. Под чутким руководством Файзуллина проблема движется к решению медленно: в Татарстане все еще стоят 33 проблемных объекта.

Министр не проявляет публичного интереса не только к тем, кто дома покупает, но и к тем, кто их строит. Утром 24 июля в Казани остановились башенные краны, машинисты которых требовали обязательного соблюдения на стройплощадках техники безопасности и повышения зарплаты. Никто из застройщиков, которым бастующие разослали письма, не откликнулся.

В минстрое РТ заявили, что поддерживают требования рабочих. Там же уточнили, что представители крановщиков в министерство не обращались. Однако солидарность была проявлена только на словах. Неизвестно, чтобы Файзуллин или его подчиненные уделили время протестующим или обсудили ситуацию с руководителями стройкомпаний.

Файзуллин является кандидатом в депутаты Госсовета РТ от «Единой России», а по результатам праймериз возглавил список Дербышкинского избирательного округа. Маловероятно, что он покинет должность министра, но говорящий исключительно о стабильности и отстраняющийся от решения проблем человек как нельзя лучше вписался бы в татарстанский парламент.

7. Сергей Иванов

Карьера Сергея Иванова как чиновника началась в 2009 году, когда он возглавил комитет внешних связей и туризма исполкома Казани. Год спустя он стал замглавы министерства по делам молодежи, спорта и туризма РТ. В 2014 году, после проведения Универсиады, власти Татарстана приняли решение развивать направление, выведя его из подчинения минспорта в отдельную структуру, которую возглавил Иванов.

За прошедшие пять лет Госкомитет по туризму под его руководством создал немало провальных проектов. Например, появившийся в 2016 году бренд Visit Tatatrstan, который обошелся налогоплательщикам республики в 2,2 млн рублей. Его оформление разнес в пух и прах дизайнер Артемий Лебедев. Сама айдентика так и не прижилась, сейчас увидеть ее можно разве что на официальных мероприятиях, и то нечасто.

В копилку неудачных проектов Иванова попали два парка развлечений – Futuroscope и Isfanbul. Инвестиции в первый были оценены в 220-380 млн евро, которые должны были выделить французская и российская компании. Последняя сегодня проходит процедуру банкротства, а значит, парк развлечений близ Иннополиса так и останется красивой картинкой. Isfanbul должна была построить турецкая компания «Гюрса», но из-за колебаний лиры дело не продвинулось дальше проекта.

Неудачным стал и проект туристско-рекреационного кластера «5 ветров» за 1,9 млрд рублей. Идея была презентована в 2015 году, два года спустя он должен был принять первых туристов. Однако этого не произошло – инвесторы не были найдены. Татарстан не терял надежды – в 2018 году были выделены земли под кластер, в этом Иванов публично признал свой провал.

На заре идеи предполагалось, что на берегах Волги и Камы появятся комплексы для полноценного отдыха. Сейчас в Камско-Устьинском районе располагается такая гостиница «Камский трофей», где отдыхают в том числе татарстанские чиновники. Однако он частный, его создание не является заслугой Иванова.