В 2012 году жилой массив «Подсолнухи» стал первым в Закамье по реализации федеральной программы бесплатного предоставления земельных участков семьям с тремя и более детьми. На границе с существовавшим поселком Рябинка и деревней Азьмушкино в чистом поле был сформирован участок площадью более 300 га, рассчитанный на проживание 15 тысяч человек. Воды, газа, уличного освещения и дорог, в поселке не было, и, по словам местных жителей, с тех пор ничего не изменилось.
Терпение населения кончилось прошлой зимой, когда из-за обилия снега люди застревали по пути на работу и вызывали МЧС для эвакуации. На жалобы в «Народный контроль», надзорные органы, министерства, а также Госдуму и аппарат президента, по словам жителей, были получены отписки. Обращения в федеральные структуры «спускались» в администрацию Тукаевского района.
В мае 2019 года, не дождавшись помощи от чиновников, жители нескольких улиц за свой счет наняли спецтехнику и построили несколько проездных дорог из строительного боя, улучшив ситуацию на 1-2% от всех уличных сетей. На это ушло около 300 тысяч рублей.
В июне 2019 года жители микрорайонов записали видеообращение к Путину. Их дети на камеру попросили его решить вопрос с дорогами, что облегчило бы путь до садиков и школ. «Спасибо за землю, помогите с дорогами!», — хором сказали они. В тот же день следком опубликовал релиз о начале доследственной проверки по фактам на записи.
Официальный представитель Казанского Кремля Лилия Галимова заявляла, что «с момента заселения семей выполнены работы по строительству дороги, соединяющей поселок и Набережные Челны, произведено строительство водопровода, есть электроснабжение». Жители Подсолнухов сообщили: дорога — из строительного мусора, канализации и электричества нет.
Галимова ответила: «Мы не говорили, что там дорога построена». По ее словам, проехать можно только до населенного пункта. О том, что дорога есть внутри поселка, речи не шло. Власти республики не утверждают, что в Подсолнухах есть вся инфраструктура: они, по словам Галимовой, сообщают о том объеме работ, который постепенно проделывается.
В Казани проблема с участками для многодетных семей существует уже давно. Так в 2016 году город выделил 2,8 тысяч участков для многодетных семей, благодаря передаче муниципалитету федеральных земель. Однако денег на развитие инфраструктуры в бюджете Татарстана и Казани не оказалось. Уже в 2017 году заместитель министра строительства РТ Ильшат Гимаев рассказал, что на подведение инфраструктуры к землям многодетных семей потратят около 42 миллиардов рублей. В том же году руководитель минземимущества РТ Азат Хамаев сообщил, что в крупных городах Татарстана не хватает земель для раздаче многодетным семьям по госпрограмме. Уже в 2019 году в Госсовете РТ говорили, что в республике не хватает земельных участков для выделения многодетным семьям, от предложенных они зачастую отказываются из-за отсутствия инфраструктуры. В то время как государство не может взять на себя расходы по ее проведению, местные жители не хотят соседствовать с многодетными.
В июне 2019 года жители подали в районный суд коллективный иск на бездействие администрации в части обеспечения микрорайонов транспортной инфраструктурой. В октябре прошлого года суд вынес решение в пользу людей. В декабре тукаевская администрация подала апелляцию в Верховный суд.
Сегодня на заседание приехали 24 истца. «Живем в голом поле. Тукаевский район все равно стоит на своем. Они говорят, что за семь лет сделали много, но начали как-то шевелиться только после того, как мы выиграли суд», — рассказал Inkazan Ленар Газизьянов.
Местные жители рассказали, что два года назад скорая помощь не смогла проехать в микрорайон: врачам пришлось два километра нести больного на носилках. Два раза в «Подсолнухах» горели дома, до которых пожарные не смогли добраться.
По словам Гаимзянова, детские площадки были построены за счет самих жителей, праздники они проводят сами. «Мы живем как будто в отдельном государстве. Мы сами себе предоставлены», — считает он.
Помимо многодетных семей, получивших участки от государства, в микрорайонах живут те, кто купил землю самостоятельно. «Это не значит, что нас надо бросить. Я такой же гражданин. У меня тоже будет и 3-й, и 4-й ребенок. Я тоже имею право жить здесь сейчас нормально», — сказал Гизизьянов.
На судебном заседании жители первым делом подписали требование о переносе рассмотрения дела в другой регион. По их мнению, ответчики по делу тесно связаны с Татарстаном в плане финансов, поэтому Верховный суд республики заинтересован в отмене решения суда первой инстанции. Но сегодня суд это отклонил ходатайство.
Представитель администрации Тукаевского района заявила, что муниципальный исполком не предоставлял людям эти земли: участки переданы Раифом Имамовым Набережным Челнам по договору дарения. Город, в свою очередь, выделил их многодетным семьям. Тем не менее, Тукаевский район не отказывается от этой территории.
«Обязание исполнительного комитета Тукаевского района нести такую непосильную ношу как минимум несправедливо. И потом, за этим массивом есть еще четыре массива, которые предоставлены городу Набережные Челны. Они тоже пойдут с такими же исками. У нас нет таких финансовых возможностей», — сказала чиновница.
По ее словам, у муниципалитета есть площадка в 200 гектаров «для своих многодетных жителей». Но даже на них денег нет. Заслушав доводы сторон, суд постановил оставить решение Тукаевского райсуда в силе. А апелляционную жалобу исполкома района — без удовлетворения. Теперь местные власти должны обеспечить жителям транспортное сообщение.
Но в положительный исход дела верят не все. «Они ничего не сделают, 100% это просто формальность и оттягивание времени. Они будут дальше и дальше идти, могут до Гааги дойти. Мы когда до Путина дошли, они же и пальцем не пошевелили. Вы думаете, они письма писали и просили деньги? Они ничего не делали. Там пол участка — болото, ивняк растет, птички чирикают, оно до августа не высыхает, а в этом году вообще не высохло», — сказал Радик Галлямов.