В конце мая в одноподъездном доме Набережных Челнов зафиксировали сразу три очага COVID-19. Начальник территориального отдела Роспотребнадзора Ильгизяр Бариев заявил, что источником заражения могли стать лифт и лестничная площадка. По его словам, это косвенно свидетельствует о том, что уборка этих мест проводилась некачественно, а периодичность дезинфекции нужно увеличить.
В пресс-службе исполкома Набережных Челнов сообщили, что обработкой домов занимаются УК и ТСЖ за свой счет, «по возможности сокращая расходы на другие запланированные работы». В городе установлены 3 654 лифта, ежедневно обрабатываются 2 609, в 1 045 дезинфекция проходит дважды в день. Из 8 649 подъездов каждый день санитарная обработка проходит в 6 840. В 1809 — два раза в день. В домах, где есть вахтеры, дезинфекция проводится чаще. Подъезды, где проживают жильцы, с выявленным коронавирусом, обрабатываются МБУЗ «Дезстанция».
В конце марта глава комитета ЖКХ исполкома Казани Дмитрий Анисимов сообщил, что управляющие компании города приступили к дезинфекции мест общего пользования в домах. В первую очередь должны были обрабатывать поверхности, которых люди касаются руками. По его словам, «обработка ведется средством, которое уничтожает вирус». Жильцам, чьи подъезды не обрабатывали, рекомендовали обратиться в управляющую компанию. Позже появилась возможность заказать дезинфекцию через сервис «Открытая Казань».
Сразу после этого пользователи социальных сетей опубликовали видеозапись, заявив, что сотрудники коммунальных служб делают постановочные фото обработки одного из подъездов в Казани. Глава Кировского и Московского районов Казани Сергей Миронов написал, что в районной администрации и управляющей компании «серьезно относятся» к процессу дезинфекции, призвав жителей объективно относиться к работе коммунальщиков.
В соцсетях продолжили появляться жалобы. Жители дома № 8 на улице Минской сообщали, что вместо дезинфекции в подъезде раскидывают по углам сухую хлорку. В комментариях пользователи шутили: «наповал пойдут и вирусы, и жильцы». «Домофон и кнопки в лифте забрызганы непонятной белой фигней. Крутая дезинфекция: сделали все, чтобы было противно притрагиваться к ним руками. Нажал локтем. Правда, не с первого раза», — пишут анонимные пользователи. Некоторые жалуются, что подъезды совсем не обрабатываются.
В исполкоме города сообщили, что с 27 марта по 2 мая через «Открытую Казань» поступило 4 869 заявок на дезинфекцию лестничных клеток. Исполнительный директор регионального Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Дмитрий Романов рассказал Inkazan, что с 6 апреля по 6 мая в организацию поступило порядка 300 обращений. Из них около 200 были связаны с дезинфекцией.
«Люди жаловались на то, что им не проводится дезинфекция. Мы их переправляли, чтобы они звонили в „Открытую Казань“. Также мы писали письменные обращения в управляющие компании, чтобы они проводили обработку. Были жалобы на управляющие компании, которые ввели дополнительный тариф на уборку подъездов», — заявил Романов.
Такая ситуация складывается в тех домах, где нет уборщицы, поэтому компании добавляют в платежку новую строку — теоретически дезинфекция должна оплачиваться как уборка мест общего пользования. Санобработка проводится силами управляющих организаций. В домах, где собственники платят за услугу «уборка подъезда», дезинфекция проводится ночью с соблюдением мер защиты.
«Подъезды нужно обрабатывать, лифты нужно обрабатывать пока ситуация остается достаточно напряженной. Это хороший вид профилактики, профилактики контактного пути передачи инфекции. Пока все эти меры остаются обоснованными», — заявила главный внештатный специалист по инфекционным заболеваниям Приволжского федерального округа Ирина Кравченко.
В казанской мэрии отчитались, что в период коронавируса дорожные службы работают в плановом режиме: чистят улицы, остановки, подземные переходы. Для дезинфекции поверхностей используют средство «Бионор» — якобы оно обладает хорошей моющей способностью, не имеет запаха, к тому же не летучее и не токсичное. Кроме того, в городе используют «Авестил Ультра» и «Дезгран». Содержащие парки и скверы Казани подрядчики дезинфицируют урны, лавочки, детские площадки и промывают пешеходные дорожки.
Сколько средств город тратит на обработку улиц, в мэрии Казани не рассказали. На днях стало известно, что столица Татарстана в течение трех лет будет получать деньги из республиканского бюджета на дезинфекцию в очагах COVID-19. В устанавливающем этот порядок постановлении сумма также не указано, однако сообщается, что деньги пойдут на оплату труда дезинфекторов, закупку материалов.
Улицы Челнов тоже дезинфицируют каждый день. Для этого на дороги выходят 9 машин. Также продолжается обработка парков, бульваров и скверов. В городе обработали 973 скамейки и 785 урн.
«Вопрос достаточно дискутивный, что это дает обработка общественных пространств. Сложно говорить о том, нужно ли обрабатывать парки полностью. Возможно целесообразно обрабатывать места, где предполагается скопление людей. Говорить о научно доказанной эффективности этого метода обработки достаточно сложно, но тем не менее это общепринятые рекомендации», — считает Кравченко.
В середине марта началась обработка общественного транспорта. Сообщалось, что такие меры будут применяться до середины апреля, но возможно и их продление. Вскоре в социальных сетях появились жалобы на грязь в салонах автобусов. Председатель Ассоциации автотранспортных предприятий Татарстана Сергей Темляков заявил: «Может, кто-то из пассажиров вез муку, цемент или алебастр. Прислонил, просыпал». В разговоре с журналистом Inkazan Темляков рассказал, что на сегодняшний день вся обработка продолжается и проходит в полном объеме.
На вопрос «как долго еще соблюдать все меры», главный инфекционист ПФО ответила, что все будет зависеть от течения эпидемии и количества заболевших. Но в ближайшие две недели они будут сохранены.
Вы можете рассказать, как на самом деле проходит дезинфекция в Казани, пройдя опрос.