Скинулись по пять раз
На странице Федерации скалолазания Татарстана «ВКонтакте» появился призыв с просьбой помочь собрать деньги на взнос в Федерацию скалолазания России. В посте было указано, что если татарстанская организация не сможет оплатить его в срок, то лишится права проводить сборы и выезжать от республики на всероссийские соревнования. Inkazan направил запрос в минспорта Татарстана с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию.
В ведомстве ответили, что государство не регулирует подобные организации. Факт задолженности подтвердили, добавив, что погашать ее ФС Татарстана должна самостоятельно — таков закон. Комментарий министра спорта республики Владимира Леонова его пресс-служба предоставить не сочла нужным — Inkazan задался вопросом, насколько, по его мнению нормально, что при наличии профильного министерства федерации должны собирать деньги на взносы через соцсети?
«Министерство спорта республики Татарстан считает некорректным размещение в открытых социальных сетях информации о сборах средств для закрытия текущей задолженности», — заявили в пресс-службе, добавив, что этот вопрос находится в компетенции только руководителей и членов региональной федерации. Впрочем, после получения запроса от Inkazan пост с просьбой о помощи со страницы федерации «ВКонтакте» был оперативно удален.
Глава республиканской федерации Евгения Валеева заявила Inkazan, что проблема со взносами — это штатная ситуация, которая произошла по вине самой организации, в частности предыдущего руководства, которое было «прямо скажем не очень». По ее словам, она приняла руководство ФС в 2019 году с накопленной задолженностью, в том числе по взносам в федеральную организацию. С частью долгов удалось рассчитаться, однако необходимо заплатить 18 тысяч рублей взносов за 2019 год и 42 тысячи за 2020-й.
Валеева сообщила, что эти суммы складываются из взносов участников ФС Татарстана. В ней состоит 25 человек, которые «уже скинулись по пять раз». Глава федерации заявила, что больше не может просить их помочь организации финансово, поэтому она разместила пост с изложением ситуации «ВКонтакте» в надежде на отклик неравнодушных людей. Покрыть задолженность из внутренних средств федерации также невозможно, потому что их нет — все доходы, в том числе от платных занятий, направляются в ФС России.
«Мы стараемся, чтобы у нас спортсмены-дети, которые с разрядами, занимались бесплатно. Единственное, что они платят — это вот эти взносы», — сказала Валеева. В республике скалолазанием занимается более 100 детей, по словам Валеевой, среди них много сильных спортсменов. Взрослых профессионалов в Татарстане можно пересчитать по пальцам, в то время как счет любителей идет на тысячи. Последние, как правило, не вступают в ФС республики и не перечисляют взносы. Они платят за занятия коммерческим скалодромам.
Дети не в системе
«У меня ребятки, дети 100 человек, это фактически одна секция. Мы занимались в 165 школе — благодаря администрации школы там был построен скалодром на деньги спортсменов, то есть мы скидывались. Мы имели возможность безвозмездно тренировать детей. У нас поэтому такая большая секция. Сейчас этот скалодром разобран, сломан и вывезен. В школе произошел ремонт и, к сожалению, там надо было сносить стену», — сказала Валеева.
На данный момент дети занимаются не в спортивной школе, а в секции. При этом в Самаре, Тольятти, Уфе и ряде других городов есть профильные спортшколы, которые позволяют местным ребятам развиваться в олимпийском виде спорта. «От нашей республики есть спортсмены, которые попадают в сборную России, и при этом у нас нет ни-че-го. Построенный на коленке самостоятельно скалодром, тренеры работают на энтузиазме — никаких ставок», — сказала Валеева.
По ее словам, есть проблема с отправкой на сборы детей, попавших в сборную России. Дорогу и медицинские процедуры оплачивает федеральное минспорта, еще порядка 70 тысяч за питание и проживание дети должны погасить за свой счет. Валеева обратилась в республиканское минспорта. Она заявила, что там к ситуации отнеслись с пониманием, однако «пока не знают, как можно помочь в этой ситуации». Пока спортшколы нет, организация не может обратиться за финансированием.
Проблема и в том, что дети оказываются «не в системе». «Они никто и звать никак», — сказала глава республиканской федерации. Например, скалолазы проходят специальный медосмотр перед участием во всероссийских соревнованиях, им задают вопрос — «а вы кто такие? У нас проходят только спортсмены», рассказывает Валеева. В том числе из-за этого оплачивать процедуру приходится родителям детей. Надежда на изменение ситуации есть — федерацию пригласила к себе спортшкола «Мотор».
Есть вероятность, что с сентября на ее базе в Авиастроительном районе Казани появится отделение спортивного скалолазания, где в том числе выделят ставки для тренеров. По словам Валеевой, если все получится, это будет «огромный перелом и огромный шаг вперед», а у детей появится официальная спортшкола. Однако если организационные вопросы близятся к решению, то проблема с материально-технической базой для подготовки остается открытой.
Уезжают практически 100%
«Я обращала внимание и спрашивала, может быть, у нас будет построен скалодром большой. Пока вроде как рассматривали этот проект, тоже, кстати, под мостом Миллениум. Но пока, похоже, что его не подписали и не одобрили. При это это странно, потому что скалолазание попало в олимпийские виды спорта. Любая спартакиада, Универсиада, любое такое мероприятие — и там будет скалолазание. И что делать, если у нас нет такого скалодрома в городе?», — заявила Валеева.
По ее словам, подобный объект можно было бы построить на улице — проводить на нем летние старты или такие глобальные мероприятия, как чемпионат мира. Но в нашем климате он будет использоваться лишь 30% времени, летом, когда многие спортсмены разъезжаются на сборы и соревнования. К тому же сложно найти ребенка, который будет возвращаться к определенному виду спорта раз в полгода, когда это позволит погода.
«Очень много детей, которые выросли. Они были сильными спортсменами в свое время. Вот человек вырастает и смотрит — а что ему делать в Казани? И он говорит: „Ну, я поеду поступать в другой город“. Даже в Тюмень, потому что в Тюмени есть скалодром нормальный и развивается инфраструктура. Многие, конечно, в Москву, в Санкт-Петербург (уезжают — Inkazan)», — сказала Валеева. В Татарстане условий для развития спортсменов нет, почти 100% скалолазов покидают республику.
В ответ на запрос Inkazan в министерстве по делам молодежи Татарстана сообщили, что вопрос об открытии спортшколы для скалолазов находится в ведении регионального минспорта. «Что касается строительства скалодрома на территории экстрим-парка -возведение его планируется на территории крытого экстрим-парка, ориентировочная дата сдачи — конец года», — заявили в министерстве.
Через аналогичные проблемы прошли татарстанские скейтеры: несмотря на то, что в 2016 году этот вид спорта был признан олимпийским, а в республике им занимается большое число спортсменов, инфраструктуры для их развития в регионе не было. Скейтеры заявляли, что на существующих площадках кататься опасно, а власти не идут на диалог. После публикации Inkazan к обсуждению проблемы присоединились министерства спорта и по делам молодежи.
В июне 2019 года строительство скейтпарка под мостом Миллениум в Казани одобрил глава Татарстана Рустам Минниханов. Параллельно с этим активисты начали сбор средств на еще один подобный объект, очевидно не доверяя начинаниям властей. В июне прошел тест-драйв нового скейтпарка, его открытие запланировано на 12 августа — этого события ждут спортсмены не только Татарстана, но и всей России. Многие уже купили билеты в Казань, чтобы опробовать новую площадку.
Несмотря на то, что появление нового объекта исполнит мечту спортсменов, закрепив Казань в числе лучших городов для экстремалов, невооруженным глазом заметно, что скейт парк стал и своего рода PR-проектом для причастных к его созданию чиновников. Впрочем, такие истории «выстреливают» нечасто. Поэтому появится ли в Татарстане «лучший в России» скалодром и перестанут ли подащие надежду спортсмены уезжать из республики — вопрос открытый.