Министр земельных и имущественных отношений Татарстана Фаниль Аглиуллин заявил, что в Татарстане находятся 3 667 кладбищ на 4 188 участках. 89% из них оформлены должным образом, 480 территорий еще не прошли эту процедуру. Из них 119 участков — это частные земли. По закону размещать на них захоронения нельзя. Член Ассоциации похоронной отрасли Олег Ларионов заявил Inkazan, что это понятие только планируют ввести, но Госдума этот законопроект еще не рассматривала. Выкупить «частные» кладбища за счет бюджета тоже не удастся — владелец участка может только подарить его государству.
Директор крематория в Нижегородской области Владимир Ворошуха заявил Inkazan, что в первую очередь официальный учет земли под кладбищами позволяет зафиксировать их границы. В противном случае есть риски, что «потом начнется строительство какого-либо коттеджного поселка поблизости, границы которого в итоге попадут на кладбище». В пресс-службе мэрии Казани Inkazan сообщили, что часть земли под кладбищем «Окольное» включили в границы дома по улице Сабан, 1а. Исполком готовится выдать деньги на исправление ситуации.
На территории города действуют 36 кладбищ. Все они за двумя исключениями поставлены на кадастровый учет. Впрочем, речь Аглиуллина касалась скорее сельских территорий. По данным на 2019 год, в России более 85% кладбищ являлись бесхозными — в советские годы, как правило, их учет не велся. Это значит, что муниципалитеты не могут выделять деньги на их содержание, например, вывоз мусора. Постановка территории с захоронениями на кадастровый учет может решить эту проблему, равно как создать новые — для тех, кто планировал захоронить близких на неучтенных территориях.
Житель Казани Альфред (имя изменено по просьбе собеседника — Inkazan) рассказал, что из-за дефицита мест на кладбищах столицы Татарстана люди пытаются похоронить умерших на курганах в близлежащих селах. Он рассматривал вопрос о возможном захоронение в селе Таш-Ковали Высокогорского района. Однако после того, как кладбище было поставлено на учет, контроль над ним взяла местная администрация, которая заявила: похоронить умершего можно только в том случае, если он был прописан в селе, являлся его коренным жителем, либо если на кладбище уже есть захоронения этой семьи.
“Причем это мусульманское кладбище, а там хоронят на второй день, и, естественно, всю документацию они поднять не успевают. Поэтому у тебя два варианта — либо лежать в морге, либо искать другое место, если нет постоянного места жительства в данном поселении», — заявил Альфред. По его словам, местные жители устроили настоящую войну за кладбище, которое относится к селу Таш-Ковали. Еще в 2016 году глава МУП «Ритуал» Марат Ишкин заявлял, что казанские погребальные комплексы переполнены — свободными на тот момент оставались только 2% мест.
Пока близкие могут хоронить умерших в уже существующие могилы или договариваться с представителями якобы же закрытых кладбищ. Стоимость таких договоренностей «кусается» и может достигать десятков тысяч рублей. Помимо точечных решений о расширении территории курганов, власти Казани приняли решение о строительстве погребального комплекса «Курган» на почти 150 тысяч захоронений. Открыться он должен был еще в 2017 году, но денег на завершение работ все время не хватало. Достраивать его будут и после официального открытия, запланированного на август этого года.
В теории ресурсов нового кладбища должно хватить на 30 лет. Однако, учитывая, что в 2019 году в Казани умерло около 13 тысяч человек, проблема с централизацией мест для захоронения решится примерно на 11 лет. Кстати, в прошлом году на городских некрополях похоронили 70,5% умерших, остальных погребли в селах за пределами городского округа. Решение проблемы, которая, очевидно, усугубится из-за кадастрового учета, лежит на поверхности — это строительство крематория, о котором не первый год говорят городские власти, натыкаясь на противодействие разных групп населения, в основном верующих.
Ишкин заявил, что в вопрос вмешался глава Татарстана Рустам Минниханов, а минстрой региона уже утвердил техзадание на строительство крематория с одной печью. Это дает надежду, что объект все же появится. Когда — вопрос открытый, как и проблема финансирования строительства — если кладбище возводили несколько лет, что говорить о крематории. Пока жители Татарстана могут кремировать умерших в Нижнем Новгороде или в Екатеринбурге, что увеличивает их затраты на ритуальные услуги хотя бы в части транспортировки тела.
Особенно остро эта проблема стоит во время пандемии — скончавшихся от коронавируса татарстанцев везут в нижегородский крематорий. Его директор заявил Inkazan, что чаще к услугам кремации прибегают родственники умерших от коронавируса и приверженцы такого обряда. Ворошуха добавил, что транспортировка урны — дешевле перевозки тела, ее можно разместить на уже закрытом кладбище в семейном захоронении.
Кремация также избавляет родственников от общения с появляющимися из ниоткуда «ритуальными менеджерами». Эти люди появляются на пороге квартиры после семейной трагедии или в морге при получении тела. Договор с ними, как правило, является устным, а стоимость их услуг — высокой. Так, в прошлом году в Набережных Челнах подобный «менеджер» оценил ритуальную услугу в 45 тысяч рублей с учетом оформления земли. Отвезти тело умершего в Екатеринбург и кремировать обошлось в 60 тысяч рублей, при этом большая часть денег ушла на транспортировку. Не исключено, что проект крематория в Татарстане откладывается в долгий ящик, чтобы не отнимать хлеб у тех, кто профессионально организовывает похороны.
Стремление татарстанских властей выполнить поставленную федеральным центром задачу и поставить на учет существующие кладбища может осложнить и без того напряженную обстановку в области ритуальных услуг. Впрочем, чем больше кладбищ будет оформлено должным образом, тем чаще людям придется обращаться к государству за участками для захоронений, оплачивая их напрямую в казну. Власти Казани заявили, что на новом некрополе территории будут выделяться бесплатно, коснется ли это уже существующих мест захоронений — неизвестно.