Posted 29 декабря 2022, 16:00
Published 29 декабря 2022, 16:00
Modified 30 декабря 2022, 07:21
Updated 30 декабря 2022, 07:21
У Татарстана есть своя «адская петля», что проходит через пять стадий принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. Как правило, в финальной точке очередного круга региональные элиты заявляют, что это еще не конец борьбы. И, действительно, все начинается сначала.
Двигаясь по спирали, республика теряет «столько суверенитета, сколько могла проглотить». Казалось бы, изменения, внесенные в Конституцию России, а следом и Татарстана, должны были поставить точку в этом процессе. Но региональные власти ставят запятую.
“Поверьте мне, дискуссии были жаркими», — заявлял спикер Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин, комментируя обсуждение поправок к Конституции России. Принятые в 2020 году, они предполагали последующее изменение и федерального, и регионального законодательства.
Когда стало ясно, что избежать изменения региональной Конституции не удастся, Татарстан начал тянуть время. Провести необходимые процедуры пообещали в 2022 году. Но вопрос до последнего дня не появлялся в повестке, несмотря на то, что политологи наперебой увещевали: «Татарстан смирится».
“Поверьте нам, всё аккуратно сделаем. Вы будете довольны», — заявлял Мухаметшин летом 2022 года, уверяя, что внесение изменений будет обдуманным и взвешенным процессом. Он начался только в конце года — проект поправок рассмотрели на самом последнем заседании парламента, когда тянуть было уже некуда.
Уходящий год подарил татарстанцам настоящую «битву»: республика давно не видела таких жарких дискуссий в стенах Госсовета. Самым болезненным вопросом для депутатов стала потеря «президента». Ради него они были готовы отменить все поправки к Конституции. Конечно, еще на этапе жарких обсуждений было очевидно, что до этого не дойдет.
Но дрожащие бледные руки, пламенные высокопарные речи депутатов вкупе с прижиманием к сердцу Конституции Татарстана выглядели эффектно. Однако после того, как глава Татарстана Рустам Минниханов и советник республики Минтимер Шаймиев «попросили» парламентариев со всем согласиться, народные избранники дружно пошли на компромисс.
Депутаты приняли 22 поправки в республиканскую Конституцию. В региональном законодательстве не останется данных о том, что Татарстан имеет свое гражданство. Уберут пункты о том, что республика отвергает насилие и войну как средство разрешения споров между государствами и народами.
Отныне высшие должностные лица не обязаны знать два языка — русский и татарский. А одно и то же лицо не может избираться на должность руководителя республики более двух сроков в целом, а не подряд. А еще Татарстан отказался от «президента», поменяв его на «раиса».
В переводе с татарского языка слово означает «президент, председатель». «Раисом», например, в татарской версии сайта Госсовета называют его спикера Мухаметшина. Будут ли отказываться от применения этого слова в отношении главы парламента, там Inkazan сказать не смогли. Но у Госсовета будет время подумать — до конца своих полномочий — 2025 года — Минниханов останется «президентом»
Оттягивая неизбежное, татарстанские власти устами Мухаметшина объясняют: федеральный центр должен с пониманием отнестись и к новому названию должности, и к «переходному периоду». «Если бы на сессии парламента приняли решение, что мы отказываемся выполнять федеральный закон: „У нас остается президент!“, война была бы», — говорил спикер. В Кремле все поняли.
«Титул президента — это не просто слово, это признак равенства. Но не думаю, что многим в Татарстане это сейчас важно. Татарский народ всегда был прагматиком — если что-то приносит пользу, пусть будет, а если нет, то все равно как это называется», — заявлял Inkazan директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
Однако нельзя отрицать, что произошедшее больно ударило по части татарстанской элиты. Это понимали и руководители региона, как и то, что сейчас не время для открытой борьбы с федеральным центром — отсюда все тирады про попытки «недружественного запада» расколоть субъекты. Однако точку в вопросе изменений ставить не стали.
«Я думаю, что наше право дальше не каким-то протестным путем, а законодательным эту позицию отстаивать. Думаю, что двери до конца не закрыты, и будем двигаться в этом направлении», — сообщил депутатам Минниханов. Действительно, если с «раисом» парламентарии определились, то пакет остальных поправок к Конституции рассмотрят только в 2023 году.
В год тридцатилетия Конституции республики Татарстан не только начал перекраивать основной закон республики, но и лишился Конституционного суда. Вопрос его ликвидации, тоже продиктованный изменениями в основной закон страны, был не столь болезненным для депутатов, но также неоднократно поднимался на сессиях и совещаниях.
Конституционный суд Татарстана, просуществовавший 22 года, упраздняется 31 декабря 2022 года. Полномочия судей прекращаются 30 декабря 2022 года. После этого они считаются «удаленными в отставку». Однако за ними сохраняются все гарантии, в том числе материальные — согласно указу Минниханова, до конца жизни бывшим судьям будут выплачивать пособия.
Опасения у депутатов Госсовета все же были. Например, не повлечет ли ликвидация Конституционного суда упразднение Конституции республики. Такого поворота пока не ожидается, заверили в парламенте, а без суда »жили как-то, и дальше можно». Мухаметшин, впрочем, о ликвидации суда сожалел, давая понять, что Татарстан боролся за его сохранение, но федеральный центр принял свое решение.
История, опять же, не заканчивается: уже в 2023 году вместо Конституционного суда может появиться палата или совет — окончательное решение обещают принять в начале года. Полномочий судебного органа у нового образования не будет. Но он возьмет на себя часть функций, некогда принадлежавших суду. Решения органа будут рекомендательными.
Еще до начала спецоперации Татарстан фактически являлся «воротами» России в страны Востока — Минниханов возглавляет стратегическую группу «Россия — Исламский мир», призванную наладить отношения с исламскими странами. В 2022 году роль республики и его руководителя возросла.
“Видна возросшая международная активность господина Минниханова и изменившийся тон этой активности», — заявил в разговоре с корреспондентом Inkazan политолог Павел Салин.
По его словам, Минниханов участвовал в международной коммуникации и до 2022 года, но, скорее, наряду с главой Чечни Рамзаном Кадыровым претендовал на статус специального посланника федеральных властей в исламском мире, и у них много лет шла заочная конкуренция.
“В 2022 году тональность международных визитов стала меняться. По-восточному тонко, но неотвратимо. Глава Татарстана позиционирует себя со странами тюркского мира более свободно, чем это было раньше», — считает политолог.
Также Салин отметил, что помимо интереса татарстанских элит, хедлайнером которых выступает Минниханов, есть и взаимовыгодный интерес того же главы Турции Реджепа Эрдогана, который позиционирует себя лидер тюркского мира. Ему также нужны опорные точки в России — Татарстан.