Posted 29 октября 2021, 17:12

Published 29 октября 2021, 17:12

Modified 18 сентября 2022, 14:19

Updated 18 сентября 2022, 14:19

«Это абсурд»: почему власти Татарстана борются за «президента»

29 октября 2021, 17:12
Согласно внесенному на рассмотрение Госдумы законопроекту, Татарстан может лишиться «президента» — его должность переименуют. Почему региональная элита выступает против этого, чего ждут федеральные и местные эксперты и как на происходящее реагируют сами татарстанцы — в материале Inkazan.

Что происходит: почему Татарстан может лишиться «президента»

Госсовет Татарстана рассмотрел внесенный в Госдуму законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в Российской Федерации». Как правило одобрявший федеральные инициативы, на этот раз парламент выступил против. Депутаты нашли в документе сразу несколько «спорных» пунктов. Например, что «федеральные органы исполнительной власти могут участвовать в формировании органов региональных». Основным камнем преткновения стало положение, гласящее: «Наименование должности руководителя регионов звучит как „глава“, а не „президент“ или „губернатор“». По мнению депутатов Госсовета, «отдельные положения законопроекта противоречат основам конституционного строя».

Татарстан — последний регион России, называющий своего руководителя «президентом». Раньше таких субъектов было 12, все они постепенно отказались от этого наименования должности. Последним от «президента» в 2015 году отказался Башкортостан, он же поддержал внесенный в Госдуму законопроект. Пока единственными регионами, выразившими недовольство федеральной инициативой, стали Тюменская область, ХМАО и ЯНАО. Сделано это не из солидарности с Татарстаном: по мнению местной власти, рассматриваемый Госдумой документ может разрушить распределение полномочий между регионами «тюменской матрешки». Сейчас ХМАО и ЯНАО территориально входят в состав Тюменской области, но фактически это независимые субъекты.

В 2016 году Татарстан получил отсрочку на переименование должности руководителя республики. Затем вопрос отошел на второй план, а президент России Владимир Путин заявлял, что принять решение о том, как называть лидера региона, должны сами татарстанцы. А в 2017 году истек срок договора о разграничении полномочий между Россией и Татарстаном. К вопросу вернулись в 2021 году. Стоит отметить, что несогласие республиканских парламентариев с законопроектом носило скорее заявительный характер. Депутаты одобрили рассмотрение инициативы Госдумой в первом чтении — после этого они пришлют свои поправки. В Кремле, впрочем, мнение региона пообещали учесть, заметив, что оно «одно из многих».

Нежелание Татарстана отказываться от «президента» стало событием на федеральном уровне. Казанский Кремль, впрочем, не понимает, почему этому уделяется столько внимания. «Это (переименование — Inkazan) всего лишь один из пунктов этого законопроекта. Там огромное множество предложений», — сказала официальный представитель Казанского Кремля Лилия Галимова. Персонализировать законопроект, по ее мнению, «в корне неправильно». Она заметила, что сам руководитель региона Рустам Минниханов присутствовал на сессии, где Госсовет выразил свое несогласие. И если бы он хотел сказать что-то по этому поводу, то высказался бы. С середины заседания Госсовета Минниханов улетел на совещание в Москву.

Федеральные эксперты: «Никакого президента Татарстана быть не может»

«Никакого президента Татарстана быть не может, в реалиях 2021 года — это абсурд. Татарстан не может быть равнее других. Иначе это будет расценено, как слабость и глупость (Кремля — Inkazan)», — заявил BBC директор Института политики и государственного права Виталий Иванов. Он заметил, что как после этого жители Татарстана будут относится к федеральной власти и «Единой России» — большой вопрос. О том, что федеральная инициатива не вызывает доверия татарстанцев, говорил депутат Госдумы от региона Айрат Фаррахов. В беседе с «Татар-Информ» он пообещал «отражать мнение» избравших его жителей. В этом году Татарстан выбрал новый состав представителей региона в Думе. Обсуждение документа покажет, насколько они готовы отстаивать интересы республики.

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что борьба татарстанских депутатов с федеральной инициативой — это «чистая психология», не имеющая отношения к праву и экономике. «Это ощущение у татарстанской элиты существует, поэтому они воспринимают отказ от «президента», как ущемление своих прав», — сказал он. Шанс сохранить чувство «особого статуса», по мнению политолога, очень мал. Единственный способ — пойти договариваться с Москвой и снять законопроект, но сейчас Татарстан этого не делает. «Казань должна прийти и сказать: «Дорогие наши товарищи, мы в силу того-то, того-то не надо снимать эту должность. В обмен на то, что вы этот закон отзовете, мы готовы вам предложить такую или такую шоколадку на выбор», — считает Журавлев.

Согласно законопроекту «Об общих принципах организации публичной власти в Российской Федерации», ряд руководителей субъектов получат возможность «обнулить» свои сроки. А значит, избраться повторно. Среди них — одним из первых отказавшийся от «президентства» Рамзан Кадыров и Минниханов. Фактически руководителю Татарстана предлагают обмен: возможность переизбраться взамен на название должности. Аналитик ГК «Финам» Алексей Корнев считает, что это не отразится на политическом весе региона. «Если захотят национализировать „Татнефть“, ее национализируют вне зависимости от того руководит республикой президент или кто-то другой», — сказал он. Впрочем, прогнозировать, будут ли в дальнейшем урезать полномочия региональных властей, Корнев не взялся.

Региональные эксперты: «То, что должность президента уберут, — это фикция»

О том, что у Татарстана нет шанса сохранить «президента» заявил и завкафедрой юридического факультета Казанского федерального университета Евгений Султанов. Татарстанский политолог Владимир Беляев объяснил «строптивость» депутатов Госсовета их подчинением руководителю республики. При этом эксперт уверен, что, отстаивая «президентство», Минниханов «распыляет силы». Беляев заявил: рава отдельных субъектов делятся на государственные, окологосударственные и фейковые. К последним он отнес название должности руководителя субъекта.

По мнению Беляева, республике нужны реальные права, к которым относится построение бюджетной федерации при которой «не нужно было бы ездить в Москву и выбивать деньги». «Наш президент превращается в человека, который имеет три функции: выбить деньги, их освоить и отчитаться», — считает политолог. По его словам, необходимо принять закон о местном самоуправлении. Его в свое время предлагал политик Рафкат Алтынбаев. Тогда бы 40% оставалось в центре, 30% оставалось в субъекте, и 30% отдавалось бы муниципалитетам.

«Тогда бы была реальная власть, плюс — реальные выборы. А то, что должность президента уберут, — это фикция. Наши любят равняться на Москву. Если там президент, то и у нас. Если там отменили вице-президента, то и у нас», — сказал Беляев.

Татарстанцы голосуют за «верховного мага»

На этой неделе один из авторов федеральной инициативы — депутат Госдумы Павел Крашенников — сделал некий «шаг навстречу» Татарстану, заявив, что регион может сам выбрать как называть своего руководителя. Но не «президент». Inkazan провел голосование в своем Telegram-канале: большинство из более чем 370 проголосовавших выбрали вариант «верховный маг». Переименование должностей — это большая политика, у многих простых граждан вызывающая только раздражение. Им важно, чтобы выплачивались зарплаты, не росли цены, строились соцобъекты.

А как будет называться должность, того, кто это контролирует — вопрос второстепенный.

Подпишитесь