Posted 17 мая 2019, 13:41
Published 17 мая 2019, 13:41
Modified 20 августа, 15:16
Updated 20 августа, 15:16
Уровень рек в республике начал резко снижаться еще в начале мая. Минэкологии РТ тогда заявило Inkazan, что попуск воды – ежегодное временное мероприятие, сделанное «в интересах сельского и рыбного хозяйств». После сильного обмеления, ситуацию начали исправлять и попуск воды был снижен – ситуация должна стабилизироваться к июню. Таким образом, старинная дорога может скрыться обратно под воду в ближайшие два месяца.
По словам научного сотрудника Института археологии Академии наук РТ Павла Красильникова, который посещал открывшуюся дорогу, этот объект несомненно имеет культурное значение и должен быть взят под охрану.
«Потому что в тот момент, когда мы там были, там было очень много, назовем их так, “недобросовестных грабителей”. В начале надо, чтобы комитет по охране памятников поставил это на учет», – сказал Красильников.
О том, что этот объект может стать охраняемым государством памятником Комитет по охране объектов культурного наследия РТ заявил на своей странице в Facebook еще 15 мая. По данным ведомства, археологи на тот момент изучали территорию. Результаты этих исследований позволят включить найденные объекты в реестр памятников.
По словам Красильникова, открывшийся объект – мощеная мостовая дорога. Однако ее границы еще четко не определены. С точки зрения археологии, ученые могут исследовать культурный слой не только сверху (камни), но и то, что находится в границах этой дороги, под самой дорогой.
Старое русло Казанки до создание Куйбышевского водохранилища проходило через Кировский район города. Открывшаяся дорога вела к расположенной там пристани. По словам Красильникова, там было несколько похожих объектов, которые назывались «волжские пристани».
Археолог сказал, что в 19 веке дорога была реконструирована для удобства людей и автомобилей. Если современную улицу Тази Гиззата продолжить в сторону Волги и затем дальше по прямой, то это и будет открывшаяся мощеная дорога.
Кроме того, параллельно мощеной дороге от современного железнодорожного вокзала шли рельсы. Самих рельс не осталось – они были сняты до затопления, но сохранили опоры.
«Была железная дорога, не только брусчатка, и брусчатка была просто абсолютно ровная, относительно, конечно, не как сейчас. Говорят, что там где-то трамвайные линии были. Трамвай, наверно, который был с Адмиралтейской слободы… Все инженерные решения, с 1850 по 1955 годы, естественно, будут выявлены. Это и есть культурный слой, который там отложился», – заявил археолог.
16 мая Комитет по охране объектов культурного наследия на своей странице в Facebook заявил, что поиск и изъятие артефактов на мощеной дороге может повлечь за собой уголовную или административную ответственность. Орган даже обратился в МВД по РТ для принятия мер. С момент открытия тракта на нем побывали десятки людей с металлоискателями, ищущие предметы старины, а также те, кто вывозит металлолом и камни для хозяйственных нужд.
С тем, что мародеров необходимо привлекать к ответственности, согласился и собеседник Inkazan, также напомнив о том, что некоторые люди ходят по пляжам с металлоискателем, но делают это не в черте достопримечательной части.
«Ущерб всегда будет одинаков. Мы не можем оценить – мы же не знаем, что они забрали. Было бы здорово, чтобы это все вошло в научный обиход. Популяризировать все исторические ценности, которые у нас находятся. Но, к сожалению, есть люди, которые надеются на этом что-то заработать. Невозможно оценить ущерб. Мы же не знаем, что он там взял – черный металл, который с 1955 годов лежит или уникальную находку, которая могла пролить свет на какие-нибудь события, которые были в прошлом. Которая позволит понять какие-нибудь исторические процессы», – сказал Красильников.
Чтобы археологи смогли приступить к исследованию, они должны получить соответствующий документ от минкульта РФ – «открытый лист». Но на его согласование уходит не менее 30 дней. Пока документ будет готовиться, уровень Волги успеет подняться и вновь скроет дорогу под толщей воды. По прогнозам, уже летом ситуация с маловодьем должна нормализоваться.
22 мая в Казани начнется Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие» во время которого, по словам Красильникова, ученые предложат ввести понятие «экстренного открытого листа», который будет выдаваться в подобных случаях. Археолог заявил, что если работы будут проводится без документа, то ученые будут «ничем не отличаться» от мародеров.
«Объект с 1955 года находился под водой. К сожалению, памятники археологии, которые скрылись под водами Куйбышевского водохранилища, исчисляются даже не несколькими десятками, а сотнями. Это один из таких же памятников, который просто оказался близ города, такого крупного, как Казань, который относится к этому городу», – заявил Красильников.
По его словам, существуют методики, которые позволяют изучать подводные объекты – подводная археология. Но у подобных исследований есть один минус – высокие затраты, необходимые для проведения таких работ.
«Но ценности это не умоляет, что давайте мы это бросим. Сейчас задача, в первую очередь, определить предмет охраны, чтобы было документально зафиксировано, а после этого делать какие-либо выводы», – заявил сотрудник Института археологии.