Posted 1 июня 2020, 06:00
Published 1 июня 2020, 06:00
Modified 20 августа, 15:08
Updated 20 августа, 15:08
О желании государства постепенно отойти от финансирования профессионального спорта говорил депутат Государственной Думы Михаил Дегтярев. «Вместо этого оно будет приходить и укрепляться в отрасли детско-юношеского и массового спорта, и это тоже абсолютно правильно», — приводит его слова ТАСС.
Коллега Дегтярева, олимпийская чемпионка по конькобежному спорту Светлана Журова в интервью «РБК-Спорт» поддержала это мнение и заявила, что власти должны прежде всего поддерживать любительский спорт. Против господдержки профессионального спорта выступила депутат Ирина Роднина.
Сейчас государство так или иначе спонсирует или даже владеет большей частью профессиональных клубов в разных видах спорта, в том числе в футболе и в хоккее. Некоторые команды пытаются скрыть это, оформляя соглашения с различными дочерними структурами, а у некоторых команд напрямую указан владелец — местные или федеральные власти.
Самый яркий пример присутствия государства в профессиональном спорте — в российском футболе. У многих клубов РПЛ в совладельцах указаны местные власти или государственные структуры, либо связанные с ними предприятия. Часть клубов и вовсе на 100% принадлежат государству, финансируясь из бюджета региона или страны.
Мы решили узнать, какие клубы РПЛ наиболее связаны с государством, а какие — полностью частные. Для этого мы взяли самые свежие данные о совладельцах команд из системы «СПАРК-Интерфакс». Информация базируется на сведениях Росстата, ЕГРЮЛ и «Центра раскрытия корпоративной информации».
«Зенит»
У санкт-петербургского «Зенита» одна из самых сложных схем совладельцев среди команд РПЛ. 51,01% доли в уставном капитале клуба принадлежит АО «Газпромбанк». Также 25,01% доли в УК есть у ООО «Газпром Трансгаз Санкт-Петербург». Эти компании напрямую или косвенно принадлежат ПАО «Газпром», который на сайте команды указан как генеральный спонсор.
Компания, в свою очередь, почти на 50% принадлежит Росимуществу. Помимо этого, еще 0,63% — у правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Суммарно напрямую или косвенно государство владеет «Зенитом» на 58,26% доли в уставном капитале, который составляет 39 миллионов рублей.
Остальная часть УК принадлежит различным частным компаниям, в том числе иностранным. Так, через ПАО «Сибур-Холдинг» кипрские компании SIXB LIMITED и SOIHL CYPRUS INVESTMENT LIMITED владеют 2,15% доли в уставном капитале. Помимо этого, «Зенит» связан с миллиардерами Геннадием Тимченко и Леонидом Михельсоном.
По итогам 2019 года клуб получил выручку в 11,3 миллиарда рублей при чистой прибыли в 547,1 миллиона рублей. Активы «Зенита» на конец прошлого года оценивались в 6,34 миллиарда рублей. СМИ сообщали, что у клуба самый большой бюджет среди участников РПЛ — 12,5 миллиарда рублей.
«Локомотив»
У московского «Локомотива» в схемах совладельцев все намного проще, чем у «Зенита». Сразу 90,91% доли в уставном капитале, который составляет 3,3 миллиарда рублей, принадлежит АО «Компания Транстелеком». Ею, в свою очередь, владеет ОАО «РЖД» на 100% принадлежащее правительству России.
«РЖД», который номинально является генеральным спонсором, напрямую имеет еще 50 тысяч рублей из уставного капитала — 0,015% от общей суммы. Помимо этого, 9,09% доли в УК у банка ВТБ. Среди основных совладельцев финансовой организации - связанные с правительством России и Центробанком структуры.
Таким образом, «Локомотив» почти полностью принадлежит государству. По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2019 году клуб получил выручку в размере 6,137 миллиарда рублей, а чистый убыток составил 133,06 миллиона рублей. При этом активы «Локомотива» оценивались в 1,46 миллиарда рублей. Бюджет клуба составляет около 5,75 миллиарда рублей.
«Краснодар»
Краснодарский клуб является одним из полностью частных клубов в РПЛ. Сразу 66,67% доли в уставном капитале принадлежит основателю команды и миллиардеру Сергею Галицкому. Еще 33,33% доли в УК у ЗАО «Объединенный капитал» Максима Вараскина. Он был совладельцем нескольких десятков компаний, связанных с сетью магазинов «Магнит».
По итогам 2019 года ООО «Футбольный клуб «Краснодар» заработало 2,94 миллиарда рублей с чистым убытком в 1,96 миллиарда рублей. Летом 2019 года клуб потратил на приобретение новых игроков 30,4 миллиона евро, писало издание «Кубанские новости». По курсу валюты на конец трансферного окна эта сумма составляла около 2,22 миллиарда рублей.
«Ростов»
«Ростов» на 51% принадлежит министерству имущественных и земельных отношений Ростовской области. Еще 43,61% доли в уставном капитале, который составляет 241,3 тысячи рублей, у ООО «Южный капитал». Этой компанией владеет президент футбольного клуба Арташес Арутюнянц. То, кому принадлежит еще 5,39% доли в УК — не указано.
По итогам 2019 году выручка клуба составила 2,088 миллиарда рублей. При этом «Ростов» зафиксировал чистый убыток в 45,18 миллиона рублей. В последний раз команда регистрировала прибыль в 2016 году. Активы АО «Футбольный клуб «Ростов» оказались отрицательными, уйдя в «минус» на 1,8 миллиарда рублей.
ЦСКА
До недавнего времени 24,76% доли в уставном капитале московского ЦСКА было у компании Bluecastle Enterprises Limited. Как писало агентство РБК в 2016 году, бенефициаром оказался сын президента клуба Евгения Гинера Вадим.
Еще 23,56% доли в УК у ООО «АВО-Капитал», которое также принадлежит Bluecastle, а гендиректором компании является Вадим Гинер. 51,68% акций АО «ПФК «ЦСКА» - в руках консорциума физических лиц, имена которых не раскрываются.
Однако в апреле 2020 года государственная корпорация «ВЭБ.РФ» приобрела 77,63% акций ЦСКА. Это было сделано в рамках конвертации долга клуба перед госкомпанией. На днях стало известно, что сделка обошлась «ВЭБ.РФ» в 18 миллиардов рублей, пишет «Р-Спорт». Всего было приобретено 9 595 обыкновенных именных акций клуба.
О том, кому принадлежат оставшиеся акции ЦСКА, информации на сегодняшний день нет. Однако можно сказать, что это частные лица или связанные с ними компании. В 2019 году клуб заработал 2,6 миллиарда рублей при чистом убытке в 709,6 миллиона рублей. Активы ЦСКА оказались на отрицательном уровне — «минус» 529,47 миллиона рублей. Бюджет клуба — 4,3 миллиарда.
«Динамо»
У московского «Динамо», по данным Росстата, единственным владельцем является общество «Динамо». Оно подчиняется МВД и ФСБ России. Самой актуальной информацией, указанной в системе «СПАРК-Интерфакс», являются данные Росстата. Однако по данным «Центра раскрытия корпоративной информации», 74% доли в уставном капитале принадлежало банку ВТБ.
Помимо этого, управляющей компанией базы «Динамо» в Новогорске раньше являлось АО «УК «Динамо». Этой компанией на 75% владеет банк ВТБ, а еще на 25% — общество «Динамо». Сейчас база в полном распоряжении футбольного клуба. А финансовая организация на сайте команды указана как генеральный спонсор.
Однако в апреле 2019 года ТАСС писало, что ВТБ приобрел контрольный пакет акций команды за один рубль. Вместе с этим был решен вопрос реструктуризации долга «Динамо» на сумму 5,3 миллиарда рублей. При этом не сообщалось, какая доля акций футбольного клуба оказалась у банка.
В 2019 году «Динамо» получило выручку в 4,08 миллиарда рублей при чистой прибыли в 87,9 миллиона рублей. Однако активы команды, как и у «Ростова», оказались отрицательными, уйдя в «минус» на 2,8 миллиарда рублей. Бюджет московского клуба составляет около 4 миллиардов.
«Арсенал»
У тульского «Арсенала» среди совладельцев указано только АО «АК «Туламашзавод». Оно занимается производством оружия и боеприпасов. Завод принадлежит пяти компаниям и двум предпринимателям. Однако большая часть акций предприятия у различных организаций.
30,6% доли в уставном капитале у ООО «Акционер», которое через АО «Туламашзаводинвест» принадлежит «Туламашзаводу». Еще 21,03% предприятия у ПАО «Тульский оружейный завод». Около 4,33% доли в УК через АО НПО «Высокоточные комплексы» и АО «Ружья ТОЗ» принадлежит «Ростеху» и, соответственно, правительству России.
Помимо этого, небольшая доля госкорпорации в АК «Туламашзавод» и, соответственно, в «Арсенале» есть через ООО «Инвест-Плюс» и ООО «Центр перспективных решений». В 2019 году футбольный клуб заработал 1,017 миллиарда рублей при чистой прибыли в 4,9 миллиона рублей. Активы команды на конец 2019 года составляли 341,7 миллиона рублей.
«Спартак»
Московский «Спартак» оказался одним из полностью частных клубов в России. 47,44% доли в уставном капитале оказалось у ООО «Спорт-Холдинг». Эта компания, в свою очередь, принадлежит АО «Капитал» и ООО «ПРК-Инвест», конечными совладельцами которых являются корпорация «Экстрейд Холдингз Инк.» и граждане России, чьи имена не раскрываются.
Еще 22% доли в УК футбольного клуба у АО «Капитальные активы», чьи учредители в системе «СПАРК-Интерфакс» не заявлены. Еще 30,56% доли в уставном капитале АО «Футбольный клуб «Спартак-Москва» у неназванного гражданина России. На сайте клуба указано, что партнерами «Спартака» являются компания «Лукойл», банк «Открытие» и еще несколько организаций.
По итогам 2019 года футбольная команда заработала 5,399 миллиарда рублей. При этом чистый убыток клуба составил 803 миллиона рублей. Вместе с этим активы «Спартака» на конец прошлого года оценивались в 8,1 миллиарда рублей. Бюджет клуба на этот сезон оказался на уровне 11 миллиардов рублей — второй среди участников РПЛ.
«Уфа»
У «Уфы» указано два совладельца — генеральный директор клуба Шамиль Газизов и Федерация футбола республики Башкортостан. Сама команда зарегистрирована как автономная некоммерческая организация.
У республиканской федерации среди учредителей также числится Газизов, плюс Рамиль Газизов, спортивный директор «Уфы» и бывший судья Ильдус Биглов, начальник команды Артем Кашуба и советник по развитию клуба Ринат Шайбеков. Генеральным директором указан бизнесмен Вадим Ахметов.
В мае комментатор Роман Нагучев в своем Telegram-канале сообщил, что новыми инвесторами «Уфы» могут стать владельцы английского «Манчестер Сити» из холдинга City Football Group или компания Red Bull. Глава попечительского совета команды Ростислав Мурзагулов позже подтвердил факт переговоров, но при этом о полной продаже «Уфы» речь не шла.
В 2019 году клуб заработал 203,23 миллиона рублей, при этом чистая прибыль составила 370,89 миллиона рублей. Активы «Уфы» на конец прошлого года оценивались в 745,97 миллиона рублей. Одним из спонсоров клуба СМИ называют правительство Башкортостана, а бюджет команды — около 1 миллиарда рублей.
«Урал»
Екатеринбургский «Урал» является примером того, как государство полностью владеет клубом РПЛ. 100% доли в уставном капитале, который составляет 24,1 миллиона рублей, принадлежит министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области. Ведомство, соответственно, подчиняется правительству и главе региона.
По итогам 2019 года выручка команды составила 718,8 миллиона рублей, при этом чистая прибыль оказалась на уровне 171 тысячи рублей. Активы «Урала» оценивались в 26 миллионов рублей. Бюджет клуба, по данным портала Soccer.ru, на этот сезон составил около 1 миллиарда рублей — 15-й показатель среди клубов РПЛ.
«Тамбов»
«Тамбов» является единственным клубом РПЛ в этом сезоне, который скитается по разным городам и еще ни разу не сыграл в городе, где он заявлен. Первую часть сезона команда играла в Саранске, а потом переехала в Нижний Новгород. В обоих городах нет своей команды в РПЛ, но есть построенные к чемпионату мира 2018 года новенькие стадионы.
Совладельцами «Тамбова» указаны Тамбовская городская общественная организация «СК «Локомотив», областное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва № 1 «Академия футбола», начальник селекционного отдела клуба Андрей Сафронов и спортивный директор Павел Худяков.
Спортшкола через управление по физической культуре и спорту Тамбовской области и администрации региона подконтрольна главе региона. Учредителями «Локомотива» указаны предприниматели Андрей Буданцев, Владимир Ильичев, Владимир Шальнев и Игорь Шальнев, а также технический директор «Тамбова» Александр Поликанов и бывший арбитр Григорий Спивак.
При этом, по данным СМИ, спонсором клуба является правительство Тамбовской области. Бюджет «Тамбова» на начало сезона оценивался в 600-650 миллионов рублей. По итогам прошлого года клуб получил выручку в 118 миллионов рублей, зарегистрировав чистый убыток в 225,3 миллиона рублей. Активы «Тамбова» оказались отрицательными — «минус» 277,88 миллиона рублей.
«Сочи»
Новичок премьер-лиги был основан летом 2018 года на основе санкт-петербургского «Динамо» и в первый же сезон Футбольной национальной лиги (ФНЛ) добился выхода в РПЛ. Для участия в высшем дивизионе клуб серьезно потратился, получив по итогам 2019 года чистый убыток в 1,54 миллиарда рублей. Выручка «Сочи» в прошлом году составила 448,8 миллиона рублей.
Единственным владельцем клуба является закрытый комбинированный паевой инвестиционный фонд «Атлас». Информации о нем в системе «СПАРК-Интерфакс» нет. По данным портала Investfuture, фондом управляет компания «Эвокорп», которая ранее владела 100% долей в уставном капитале «Сочи».
Наибольшая доля в уставном капитале организации — 92,6% — принадлежит бизнесмену и юристу Максиму Викторову. По данным The Bell, «Эвокорп» Викторова владеет долями в компаниях семьи Аркадия Ротенберга. При этом, как писали издания «Матч ТВ» и «Спорт день за днем», владельцем «Сочи» является Борис Ротенберг. На сайте клуба он указан как президент.
Еще 7,4% доли в УК «Эвокорпа» у некоммерческой организации «Фонд инвестиционных программ», которая принадлежит «Группе правовых исследований».
Совладельцами последней компании указаны британская Legal Intelligence Group и гражданин России, чье имя не раскрывается. На сайте британской организации одним из партнеров указан Викторов, а также Александр Маковский и Евгений Суханов.
«Оренбург»
Оренбургский клуб также зарегистрирован как автономная некоммерческая организация. Среди совладельцев указаны частные компании ООО «Иск Салмыш», ООО «Иск Стройтехсервис» и АО «ЮУПК». Также среди совладельцев клуба оказались министерство физической культуры и спорта Оренбургской области, МУП «Муниципальный имущественный фонд» и ООО «Газпром добыча Оренбург».
Последней через долю ООО «Газпром Переработка» и напрямую владеет ПАО «Газпром». Как было указано выше, предприятие на 49,34% принадлежит государству. Соответственно, доля «Оренбурга» есть у правительства России. Помимо этого, доля через минспорта региона есть у губернатора Оренбургской области и у Оренбургского городского совета через имущественный фонд.
Владельцем «Иск Салмыш» является директор школы № 6 Оренбурга Наталья Курникова. Бенефициаром и гендиректором «Иск Стройтехсервис» оказался депутат Законодательного Собрания Оренбургской области Александр Трубников. Доли в «ЮУПК» числятся у неназванных граждан России и ООО «ИНВКАПИТАЛ». В последней владельцем числится бизнесмен Рашид Сардаров.
Весной 2019 года издания «56Orb» и «Нефть и Капитал» писали о том, что Сардаров стал участником скандала со строительством завода под Оренбургом по проекту АО «ЮУПК». Одной из причин проблем с возведением предприятия стали аресты Арашуковых. Они вызвали масштабные «перетряски» в «Газпроме».
Отметим, что выручка «Оренбурга» по итогам 2019 года составила 1,16 миллиарда рублей, однако чистый убыток клуба составил 7,11 миллиона рублей. Активы команды на конец прошлого года оценивались в 279,17 миллиона рублей. Генеральным спонсором клуба является «Газпром добыча Оренбург», а среди партнеров — правительство Оренбургской области. Бюджет «Оренбурга» на этот сезон оценивается в 1 миллиард рублей.
«Рубин»
До 2018 года казанский «Рубин» был зарегистрирован как муниципальное автономное учреждение, но в феврале того же года появилось ООО «ФК «Рубин». МАУ принадлежит комитету земельных и имущественных отношений Казани, сейчас оно в основном работает для обеспечения нужд академии «Рубина» и базы клуба.
Основное юридическое лицо клуба - ООО «ФК «Рубин». Сейчас его единственным владельцем является генеральный директор команды Рустем Сайманов. До ухода из «Рубина» доли также были у экс-гендиректора Рустема Саяхова и бывшего главного тренера Курбана Бердыева.
Генеральным спонсором клуба является ПАО «Нижнекамскнефтехим», входящее в ГК «ТАИФ». НКНХ владеет футбольным и хоккейным клубами «Нефтехимик» из Нижнекамска.
В конце 2019 года появилась информация, что «ТАИФ» может перестать спонсировать «Рубин». По данным СМИ, новым генеральным спонсором футбольного клуба могло стать ПАО «Татнефть». В самой компании Inkazan эту информацию опровергли. «ТАИФ» на момент публикации текста на запрос издания не ответил.
В апреле сообщалось, что компания намерена сократить финансирование «Рубина» примерно до 600 миллионов рублей. Inkazan направлял запрос в «ТАИФ», чтобы подтвердить или опровергнуть эту информацию, ответ на него также не поступил.
По итогам 2019 года «Рубин» заработал 3,65 миллиарда рублей при чистой прибыли в 188,3 миллиона рублей. Если выручка снизилась на 174 миллиона рублей, то прибыль выросла на 54 миллиона. Чистые активы клуба на конец прошлого года оценивались в 408,93 миллиона рублей. Бюджет команды на этот сезон составил не менее 1,5 миллиарда рублей.
«Крылья Советов»
Самарские «Крылья Советов» на 73,81% принадлежат местной областной имущественной казне, которая, в свою очередь, подчиняется правительству региона во главе с губернатором. Еще 26,81% доли в уставном капитале, который составляет 8 400 рублей, у неуказанного гражданина России.
В 2013 году стало известно, что с лета 2012 года клубом владеет адвокат Андрей Пашков. Как писало издание «Сайт Самары», позже 74% акций «Крыльев Советов» были проданы предприятию «Родник», которое передало их правительству региона. На сайте клуба указано, что Пашков входит в совет директоров «Крылья Советов».
В 2019 году самарский клуб зафиксировал выручку в 194,97 миллиона рублей при чистой прибыли в 155,5 миллиона рублей. При этом годом ранее у «Крыльев Советов» был убыток в 130,4 миллиона рублей. Бюджет команды, по данным СМИ, на этот сезон составил около 1,6 миллиарда рублей, а главным спонсором является правительство Самарской области.
«Ахмат»
У грозненского «Ахмата», который зарегистрирован как автономная некоммерческая организация, числится один владелец — правительство Чечни во главе с Рамзаном Кадыровым. Среди партнеров клуба на его сайте указаны региональный общественный фонд имени Ахмата Кадырова и Московский индустриальный банк (МИБ).
«Ахмат» является единственным клубом лиги, у которого не указана информация о выручке за 2019 год. Активы команды на конец прошлого года оценивались в 1,14 миллиарда рублей. При этом у «Ахмата» есть собственная гостиница «Спорт», которая в 2019 году заработала 10,97 миллиона рублей при чистой прибыли в 1,9 миллиона.
По данным Soccer.ru, бюджет грозненского клуба на сезон 2019/20 составил около 2 миллиардов рублей — это девятый показатель среди команд РПЛ.