Давление на бизнес
В понедельник уполномоченный по защите прав предпринимателей в России Борис Титов встретился с президентом страны Владимиром Путиным, представив ежегодный доклад о положении дел во ввереной ему отрасли. В частности — он представил индекс административного давления в регионах.
Он включает в себя число предпринимателей, столкнувшихся с контрольно-надзорными органами, долю предупреждений и штрафов от общего числа административных наказаний, средний размер штрафа, а также показатель, отражающий фискальную ориентированность контрольно-надзорной деятельности.
Из него следует, что число проверок снизилось на 41%, при этом количество штрафов только возросло. На сайте бизнес-омбудсмена России представлена первая пятерка регионов с отрицательными результатами: Удмуртия, Марий Эл, республики Хакасия и Коми, Московская область. Шестое место в антирейтинге занял Татарстан.
Сегодня эту информацию прокомментировали в Казанском Кремле. Его официальный представитель Лилия Галимова заявила, что вопросы, связанные с поддержкой бизнеса, возникающие даже в самых малых районах, находятся в повестке совещаний. Еженедельно перед Миннихановым отчитываются по два района.
Их выступления комментирует Нагуманов, который до совещания встречается с предпринимателями в муниципалитетах. В Татарстане существует формат «Бизнес и власть», в рамках которого омбудсмен посещает районы. В Казани проходит Совет по предпринимательству при главе РТ, где несколько представителей бизнеса заявляют о проблемах.
Действительно, опыт по созданию «рабочих групп» для решения вопросов бизнеса перенимают другие регионы. Упрекнуть Нагуманова не в чем — он сам предрекал бизнесу Татарстана падение. В августе прошлого года более половины опрошенных предпринимателей региона заявили об ухудшении условий работы, омбудсмен заявил, что тенденция продлится минимум пол года.
Татарстан занял 11 место в рейтинге регионов страны по вовлеченности работников в малый и средний бизнес — на программу поддержки предпринимателей регион получил около 1 млрд рублей. Республику обошла Нижегородская область, где расходы на поддержку предпринимателей в разы ниже. Эксперты считают, что место Татарстана в рейтинге отражает реальную ситуацию.
Бизнес продолжает жаловаться на административное давление. Выступая с докладом в Госсовете РТ в марте этого года Нагуманов заявил, что контролирующие органы должны не только штрафовать, но и обучать предпринимателей. В ряде ведомств контролирующие должны проводить определенное количество проверок в месяц, что отрицательно сказывается на деловой активности.
Однако количество выписанных предупреждений, выданных территориальными органами, выросло на 76%. Значительная часть принадлежит прокуратуре. По словам Нагуманова, муниципалитеты на 46% сократили число проверок — до 1 684. Тем не менее, не смотря на озвученные цифры, Татарстан занял шестое место в рейтинге Титова.
Inkazan направил в пресс-службу Нагуманова запрос с просьбой прокомментировать ситуацию, обозначив причину столь низкого положения региона в рейтинге, а также сообщив, будут ли предприняты дополнительные меры для защиты предпринимателей и достаточно ли существующих. На момент публикации материала ответ не поступил.
Уголовное преследование
Помимо прочего в ходе доклада Путину Титов заявил, что 80% предпринимателей заявляют, что ведение бизнеса в России является небезопасным, и их количество только растет. Соответствующее исследование проводила Федеральная служба охраны: 69% экспертов и 84,4% предпринимателей заявили, что вести бизнес в России небезопасно.
54% бизнесменов заявили, что их бизнес закрылся в результате возбуждения дела, а 64%, что это очень сильно повлияло даже на их здоровье. Титов подтвердил, что самой большой проблемой остается «лишение свободы во время предварительного следствия» — содержание под стражей негативно влияет на бизнес.
«Сегодня мы видим, что бизнес часто сталкивается с тем, что гражданско-правовые споры между компаниями переводятся сразу в уголовную плоскость. Под „резиновую“ статью о мошенничестве может попасть как реальный мошенник, так и предприниматель, который не выполнил договорные обязательства по совершенно не зависящим от него обстоятельствам», — сказал Нагуманов.
Такие дела классифицируют по общей статье 159 УК РФ «О мошенничестве», в то время как в нем есть «специализированные „предпринимательские“ статьи» — по ним в 2018 году дела не возбуждались вовсе, следует из данных МВД Татарстана. При этом в целом по статье 159 «О мошенничестве» вынесено 1324 обвинительных заключения.
«Мы понимаем, что часть из них — это предприниматели. Однако действующая схема не позволяет вычленить их из общего числа обвиняемых и полноценно защищать их интересы как предпринимателей. Сейчас этот контроль мы ведем в ручном режиме. Еще одна огромная проблема — это избрание меры пресечения в виде ареста», — сказал Нагуманов.
По его словам, несмотря на законодательный запрет, предпринимателей продолжают сажать в СИЗО на время следствия. Зачастую бизнес таких людей закрывается, сообщил Inkazan Нагуманов. «Это разрушительно сказывается на деловом климате в Татарстане», — сообщил Inkazan бизнес-омбудсмен, который сам неоднократно встречался с находящимися под стражей предпринимателями.
Глава Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев заявил что в регионе нет безосновательных уголовных преследований. «Везде много загвоздок: бизнес не всегда пушистый, потому что такие условия. У кого производственный бизнес отняли? Основания можно найти под каждого, но это другой вопрос. Беречь надо предпринимателей, особенно производителей», — сказал он.
Российский предприниматель Дмитрий Потапенко заявил изданию NewsNN, что около 5 лет назад в России было заведено 200 тысяч уголовных дел в отношении предпринимателей. Сейчас их 274 тысячи. Количество закрытых ИП более 700 тысяч, также растет число заблокированных счетов и черные списки.
Генеральный прокурор России Юрий Чайка в марте этого года рассказал о случаях длительного содержания бизнесменов под стражей и пообещал разобраться с ними. Путин также попросил прокуроров не допускать безосновательного продления арестов предпринимателей. «Мы вполне можем это сделать, все в наших руках», — сказал президент.