Президент России Владимир Путин поставил задачу сделать так, чтобы Россия вошла в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. Сегодня эксперты оценивают положение страны по-разному: как правило, она не оказывается выше 25 места в международном рейтинге.
«Это требует от нас серьезного осмысления и действенных мер», - заявил глава РТ Рустам Минниханов. По его словам, Татарстан «уделяет самое пристальное внимание системе образования». В частности развитию инфраструктуры, подготовке педагогических кадров, системе мотивации и совершенствованию образовательных технологий.
В 2019 году Татарстан планирует потратить 13 млрд рублей на строительство десяти новых школ и пяти пристроев к ним: в школах должно появиться 12 тысяч мест. В Казани проблема переполненности образовательных учреждений стоит особенно остро. В конце 2018 года родители жаловались, что в школе №114 уроки проходят в спортивном и актовом залах, а дети занимаются сидя на корточках.
Родители заявляют о незаконных отказах в приеме детей в 1 и 10 классы. Мэр города Ильсур Метшин говорил, что в ближайшие пять лет число школьников в Казани увеличится более чем на 70 тысяч. За 10 лет в городе построили более 100 школ, но, видимо, этого количества недостаточно. Ощущается и острая нехватка мест в детсадах: за это Татарстан раскритиковал полпред президента РФ в ПФО Игорь Комаров.
По его словам, хуже ситуация обстоит только в Дагестане, Ингушетии и Крыму. После этого были приняты меры для решения проблемы: с 2018 года в регионе реализуется проект по созданию мест в детсадах для детей до трех лет. До конца 2019 года планируют построить 30 дошкольных учреждений. К 2021 году республика должна достичь 100% обеспеченности местами в детсады.
В своем докладе министр образования и науки РТ Рафис Бурганов отчитался, что в 2019 году в республике отмечен значительный рост стобалльников. Их число достигло 181 человек. В то же время 245 учеников, которые должны были получить золотую медаль за отличную учебу, не смогли набрать 70 баллов на ЕГЭ, которые эквивалентны оценке «отлично».
Наихудший показатель по количеству «медалистов», не набравших 70 баллов по одному из предметов, у Лаишевского района, где лишь 55% учеников подтвердили свои знания. Сам Бурганов в этом году сдал ЕГЭ по русскому языку на 24 балла из 28 возможных, улучшив свой предыдущий результат. Однако в отличие от 2018 года, ЕГЭ по татарскому министр сдавать не стал.
Однако на коллегии Бурганов заявил, что в республике продолжается тесная работа с министерством просвещения РФ по вопросу изучения родных языков. В качестве примера он привел результаты выпускника татарской гимназии №2 Рамиля Багавиева, который, учась на татарском языке, сдал 4 экзамена на 399 баллов.
«Это свидетельствует о конкурентоспособности на родном языке и ставит точку в дискуссии о качестве образования в национальной школе», - сказал Бурганов.
Багавиев после встречи с Миннихановым поступил в Казанский федеральный университет. Такое решение принял каждый четвертый стобалльник, однако значительная часть выпускников покидает Татарстан. Минниханов не раз критиковал ректоров вузов за то, что сдавшие ЕГЭ на высокий балл подростки уезжают из региона. В республике работают 45 вузов, в прошлом учебном году в них обучались 147 тысяч человек.
Замминистра образования РФ Ирина Потехина заявила, что в прошлом году среди школьников было проведено профориентационное тестирование. «Мы получили показательные результаты, почти 90% детей не понимают, чего они хотят, и что происходит на рынке труда. 10% детей уже более или менее разобрались, что им нравится, но совсем ничего не знают про рынок труда», - сказала она.
Только 1,5% детей уже «двигаются по своим траекториям». Министерство планирует повысить число детей, которые представляют, чем бы хотели заняться в жизни, хотя бы до 30%. Каким образом минобразования намерено достичь этой цели – неизвестно. Но в ведомстве уверены, что нужно помочь детям стать конкурентоспособными на рынке труда, выйдя из стен образовательных организаций.
Однако далеко не факт, что такое желание татарстанских выпускников освоить ту или иную специальность совпадет с возможностями. Ранее минтруд РФ представил топ-50 профессий, которые будут востребованы на рынке труда. Сейчас в 95 ссузах республики можно получить только 24 из них. Потехина заявила, что эти учреждения сегодня развиваются быстрее всего потому, что «им просто некуда деваться».
«Они очень близко находятся к рынку труда. Во-первых, они находятся близко к работодателю, поэтому им приходится мгновенно реагировать на требования рынка труда. Во-вторых, с ними рядом находится тот самый работодатель, который сразу проверяет ему выдали продукт того качества, который он ожидает или не того», - сказала она.
По словам Потехиной, в этом году на национальный проект «Образование» выделены «беспрецедентные деньги»: никогда еще система образования не получала такого финансирования и такого внимания. В республику в этом году поступит 875 млн рублей из которых 600 млн направят на развитие инфраструктуры, а 274 - на другие мероприятия.
Минниханов заявил, что за пять лет консолидированный бюджет сферы образования РТ превысил 100 млрд рублей и вырос на треть. Одновременно с ростом трат на образование повышается нагрузка на учителей. Потехина заявила, что министерство знает, с какой нагрузкой живут педагоги. Однако сделать так, чтобы они получали «среднюю зарплату по экономике», отработав положенные 1,3 ставки, не всегда удается.
«Во многих регионах у нас, чтобы учителю получить среднюю зарплату по экономике, приходится вести до 40 уроков в неделю. Сейчас это основная точка тревоги для нас, с которой мы работаем», - сказала замминистра.
Проблема актуальна для Татарстана, где зарплата учителей ниже средней по России. Ранее СМИ, ссылаясь на преподавателей вузов, сообщали, что она существенно ниже той, которая прописана в «майских указах».