Posted 30 августа 2019, 08:51
Published 30 августа 2019, 08:51
Modified 20 августа, 15:29
Updated 20 августа, 15:29
Политолог Павел Салин считает, что бизнесменам выгоднее послать в Госсовет своего представителя, чем самим получить мандат.
34-летняя Анастасия Колесова — представительница одной из самых богатых казанских семей. Ее отец Николай — бывший губернатор Амурской области, экс-депутат Госсовета РТ — сегодня является гендиректором «Концерна радиоэлектронные технологии» и председателем совета директоров АО «Завод Элекон». Брат Александр — гендиректор того же завода и президент группы компаний «КАН Авто». Муж Колесовой Николай Ураев — один из самых богатых депутатов Казгордумы. За прошлый год он заработал 171,3 млн рублей.
По итогам прошлого года сама Анастасия заработала 422,3 млн рублей. В собственности депутата два земельных участка, три квартиры, 25 машиномест и ни одного автомобиля. Зато она владеет восемью объектами иного недвижимого имущества. Ураев задекларировал пять квартир, четыре земельных участка, три дома, а также гараж и машиноместо, 20 иных объектов недвижимого имущества и семь транспортных средств.
Экономист по образованию, Колесова начала трудовую деятельность на «Элеконе», за два года пройдя путь от инженера по заработной плате до гендиректора. В 2009 году она стала депутатом Госсовета четвертого созыва, в 2010-м — президентом и председателем правления АО «Татсоцбанк», а в 2014-м в очередной раз избралась депутатом регионального парламента от «Единой России».
По данным системы «СПАРК-Интерфакс», полная тезка Колесовой, но с отличным ИНН является членом совета директоров заводов «Атлант» в Ставрополье, «Элекон» в Татарстане, АО «Электросоединитель», АО «Электроприбор-Воронеж», ПАО «Электроприбор». И возглавляет совет директоров «Казанского электротехнического завода».
Колесова владеет 100% акций созданной в 2016 году компании «Бастион-К», которая занимается покупкой и продажей недвижимости. Также она участвует в семейном бизнесе, вместе со свои братом владея структурами «Кан Авто Капитал» и «Кан Авто-2». Основным местом ее работы остается «Татсоцбанк».
Кредитная организация участвовала в казанской программе льготного кредитования малого и среднего бизнеса, предложив самую низкую процентную ставку — 9,5%. Однако «Татсоцбанк» вышел из нее после критики мэра города Ильсура Метшина. Исполком связал низкую популярность программы с завышенными требованиями банка-оператора.
Согласно данным ЦИК РТ, Колесова не будет участвовать в выборах депутатов Госсовета шестого созыва — ее имени нет ни в списках кандидатов-одномандатников, ни среди баллотирующихся от «Единой России», членом которой является предправления банка. В этом году ее брат Александр покинул кресло депутата Казгордумы, объяснив это «большой загруженностью на работе и реализацией новых проектов за пределами Казани».
«Сами предприниматели не связываются с мандатом. С одной стороны, это уже не дает тех бонусов, которые раньше давало: аппаратного влияния, лоббистского влияния и защиты от уголовного преследования. Сейчас мы видим, что мандатов по запросу правоохранителей лишают на раз. А обязанностей становится все больше. Во-первых, с точки зрения декларирования. Зачем лишний раз привлекать внимание к тем активам, которые у тебя есть или тратить лишние деньги, ресурсы на выстраивание юридических схем, для того, чтобы эти активы прятать? Издержки депутатского мандата возрастают, а плюсы снижаются. Любой бизнесмен смотри в системе координат „прибыль-убыток“, и с точки зрения депутатства прибыли становится все меньше, убытков все больше — баланс отрицательный», — Павел Салин, политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ.
Сергей Рачков: владелец виллы в Греции
59-летний Рачков получил образование инженера, окончил Академию народного хозяйства при правительстве РФ и Высшую школу международного бизнеса. Впервые он занял депутатское кресло во время четвертого созыва, проработав в Госсовете с 2009 по 2014 годы. На этом его депутатская деятельность прервалась на пять лет, после чего он стал парламентарием от партии «Единая Россия».
В 1990 году он создал компанию «Профиль», которая специализировалась на производстве алюминиевых конструкций. Сегодня, согласно данным системы «СПАРК-Интерфакс», самой старой из возглавляемых Рачковым компаний является созданное в 2001 году АО «Татпроф». По данным на 2012 год, доля компании на российском рынке составляла 27%.
Оно, в свою очередь, принадлежит АО «Татпроф инвест», гендиректором которой является депутат, а владельцем — неизвестный гражданин России. Кроме того, Рачков руководит компаниями «Альфа» и «Расстал инвест», деятельность которых связана с арендой и управлением недвижимостью.
Согласно декларации о доходах за 2018 год, Рачков заработал 142 млн рублей. В собственности у него четыре участка, дом, квартира и два других помещения. В 2016 году он приобрел недвижимость в Греции — дом 116,5 кв.м и участок площадью 664,25 кв. м., а также судно Gator-Tail GTB-1860 и прицеп.
В предыдущие годы доходы Рачкова были скромные. Если в 2015 году он задекларировал немногим более 21 млн рублей, то в 2016-м — 5 млн, а в 2017-м — 4,6 млн. В прошлом году в декларации депутата появились сведения о супруге. Она заработала 336 тысяч рублей. Впрочем, передвигается жена депутата на), а также автомобили Hyundai Creta и Lexus RX300. Семья живет в доме площадью более 1 тысячи кв. м.
Депутат воспитывает трех сыновей, однако один из них уже достиг совершеннолетия и не отражается в декларации. Ранее СМИ сообщали, что он уехал на учебу в Англию.
Рачков — не медийная персона. Однако в мае этого года он попал в поле зрения СМИ. Тогда на заводе «Татпроф» объявили акцию, согласно которой каждая женщина, пришедшая на работу в юбке, будет премирована на символические 100 рублей. На предприятии сообщили, что идея принадлежала их руководителю, потому что он обеспокоен «смешением гендерных ролей» в обществе.
«Если брать Госдуму, то там жесткая дисциплина палочная с точки зрения посещаемости. Крупные предприниматели к такому отношению не привыкли. Был даже прецедент, когда один очень богатый депутат в Госдуме в начале нынешнего созыва, когда узнал, что строгая посещаемость, сдал мандат. Раньше депутат был свободной достаточно фигурой, а сейчас это винтик номенклатурной машины. Вероятно, сами бизнесмены, которые привыкли к более свободному времяпрепровождению, не согласны на все эти ограничения», — Павел Салин, политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ.